Стиль
Впечатления Культурные события до конца зимы: куда пойти
Впечатления

Культурные события до конца зимы: куда пойти

До наступления весны осталось меньше двух недель. Скоротать это время можно на премьерах, а также за просмотром фестивальных хитов и на прогулках по музеям. Инструкция по применению — в нашем обзоре.

«(Не) время для любви. Истории влюбленных, переживших Холокост»
До 15 мая
Еврейский музей и центр толерантности

Вопросом о том, есть ли для любви подходящее время, задаются кураторы экспозиции в Еврейском музее и центре толерантности. Впрочем, это даже не вопрос: частица «не» перед словом время помещена в аккуратные скобки, а сама экспозиция свидетельствует о том, что проявлений любви во время Холокоста было предостаточно. Это не попытка зафиксировать исторические факты, а желание рассказать 11 личных историй 11 пар. Сопровождают их работы французского классика современного искусства Кристиана Болтански, польского скульптора Мирослава Балки и израильских художников Сигалит Ландау, Таль Шохат, Михаль Ровнер и других.

Александр Родченко. Из коллекции Still Art Foundation
До 5 апреля
Центр фотографии имени братьев Люмьер

Снимки Александра Родченко — классика советской фотографии, ничуть не оставшаяся в прошлом. Современные авторы чутко следуют его заветам, не уставая применять придуманные им приемы, а работы самого авангардиста путешествуют по выставкам. В Центре фотографии имени братьев Люмьер встретить можно, к примеру, друзей Родченко — поэтов, художников, режиссеров, архитекторов и других людей мира искусства, которые смотрят с выразительных портретов его авторства.

«Мы храним наши белые сны». Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. 1905–1969»
До 10 мая
Музей современного искусства «Гараж»

«Пусть февральская вьюга бунтует — мы храним наши белые сны» — это заключительные строки из стихотворения Андрея Белого, датированного февралем 1901 года. Сто с лишним февралей спустя посвященная белым снам фраза оказывается в названии новой выставки музея современного искусства «Гараж». Она рассказывает о том, какие мысли и какие проекты занимали членов тайных обществ, увлеченных эзотерическими поисками и мистическими практиками. Это масштабный проект-исследование, смысловыми элементами которого становятся не только произведения искусства сами по себе, но также архивные материалы и документы.

Юрий Анненков. Революция за дверью
13 февраля — 24 мая
Музей русского импрессионизма

Экспозиция в музее русского импрессионизма — будто приглашение в мастерскую Юрия Анненкова, за стенами которой (о чем прямо и сообщает название) бушует революция. Выставка собрала больше 100 произведений Анненкова, приехавших в Москву не только из русских, но также из французских музеев. Живопись во главе с выразительными психологическими портретами соседствует здесь с эскизами и графикой, рассказывая историю самого художника, который, уехав из Советского Союза, во Франции много работал в театре и кино.

«Я жила»
В любое время
Мобильный художественный театр, Санкт-Петербург

Петербург. Февраль, погодой похожий скорее на март. Центр города с беспрестанно гудящими машинами, раскиданными тут и там кафе, круглосуточными супермаркетами. Вы идете по улицам, наблюдая сегодняшнюю жизнь, но проживая совсем другую, блокадную, из дневников поэтессы Ольги Берггольц. В спектакле мобильного художественного театра она говорит голосом Елизаветы Боярской, напоминая, что жила, «дыша одним дыханьем с Ленинградом».

«Анна Франк. Параллельные истории»
Уже в прокате

Жизнерадостная девочка с пышными волосами чуть короче плеч не смотрит прямо в камеру, а улыбается слегка вбок, за границы кадра, туда, где ее ждут насыщенные событиями школьные будни. Это знаменитый на весь мир портрет Анны Франк, чья жизнь вскоре будет ограничена тесными стенами убежища. Центр документального кино напоминает, как важно знать этот сюжет, выпуская в прокат полнометражный документальный фильм «Анна Франк. Параллельные истории». Страницы из дневника Анны, обращенные к вымышленной подружке Китти, в нем зачитывает Хелен Миррен, а зритель следит еще за несколькими «параллельными историями» — судьбами девочек, переживших Холокост, но не забывших его ужасы.

«Жажда жизни»
20 февраля
Музей AZ

Музей Анатолия Зверева запустил новую кинопрограмму с замысловатым названием «Жизнь и приключения: художники как авантюрные герои», курирует которую киновед Андрей Плахов. Сюжеты и персонажи подобрались соответствующие. К примеру, главное действующее лицо драмы Винсента Миннелли и Джорджа Кьюкора «Жажда жизни», снятой в 1956 году по роману Ирвинга Стоуна, — Винсент Ван Гог. Его характер непрост так же, как и живопись, а глаза горят жаждой творчества беспрестанно.

«Каннингем»
Уже в прокате

Со дня рождения американского хореографа Мерса Каннингема прошло 100 лет. За это время его имя успело стать отдельной главой в истории современного танца, а сам он — явлением. Фильм русского документалиста Аллы Ковган рассказывает историю Каннингема, увлекая нас в архивы, а также предоставляет слово самому мастеру. И этим словом становится, разумеется, танец.

«Свистуны»
В прокате с 20 февраля

Под композицию Игги Попа «The Passenger» детектив Кристи приближается к острову Гомера. От родного для него Бухареста Канары отличает многое, но главное знакомство, которое ему здесь предстоит, — знакомство с языком свиста, таинственным и тайным «сильбо». Роковая красотка, закрученный сюжет и добавляющий интонаций и контекстов саундтрек — в этом фильме Корнелиу Порумбою из основной программы Каннского кинофестиваля есть все, чтобы вы обратили на него внимание в прокате.

«Старший сын»
25 февраля
Театр им. Владимира Маяковского

Пьеса Александра Вампилова на сцене театра имени Маяковского так и светится ламповостью, хорошо известной тем, кто знаком с ее текстом. Поздним весенним вечером двое молодых людей волею судеб и романтических побуждений оказываются вдалеке от дома. В поисках ночлега (да и приключений тоже) они выдумывают небанальный сюжет — один из них притворяется внебрачным сыном главы семейства Сарафановых, запуская тем самым цепочку знакомств и событий. Нежность в их череде играет не последнюю роль.

«Между нами»
14–29 февраля
Центр современного искусства «Винзавод», Цех Белого

Федор Елютин и его компания «Импресарио» снова привезли в Москву впечатления. И не какие-нибудь, а интерактивные. На этот раз речь идет о двух спектаклях турецкого режиссера Бегюм Эрджияс. Оба посвящены исследованию голоса и звука, оба гарантируют вам встречу не только с неизведанным, но и с самим собой.

«Садко»
14–19 февраля
Большой театр

Режиссер-постановщик Дмитрий Черняков, звезда мира оперы международного масштаба, поставил в Большом театре оперу Николая Римского-Корсакова «Садко». Эти семь картин он видит не в отрыве от нашей общей реальности, а в тесной связи с ней, предлагая зрителю новые трактовки и главного героя, облаченного в брюки и джемпер — вполне себе современные предметы гардероба.

«Пробуждение весны»
27–29 февраля
Новое пространство Театра наций

Свою драму о неистовстве юности Франк Ведекинд написал в конце XIX века. В наши дни «Пробуждение весны» актуальности ничуть не потеряло. Правда, добавились контексты. Познают себя и друг друга сегодняшние подростки, как известно, не без помощи гаджетов и социальных сетей. Об этом и задумался итальянский режиссер Маттео Спьяцци, решивший не ругать зрителей за использование телефонов во время спектакля, а, напротив, настоять на нем.

Фото: theatreofnations.ru

«Lё Тартюф. Комедия»
21 февраля
Театр на Таганке

Вряд ли сюжет этой комедии Мольера нуждается в подробном пересказе — и зрителю, и читателю он хорошо знаком. Версия режиссера Юрия Муравицкого если не выворачивает пьесу наизнанку, то как минимум позволяет взглянуть на историю обманщика Тартюфа под новым углом — углом площадного театра. Фарса и юмора здесь в избытке, ведь персонажи пьесы, увлеченные бесконечными распрями, никак не хотят остановиться хотя бы на мгновение и заметить, насколько катастрофически карикатурно выглядят со стороны.

Тод Пападжордж. Студия 54
20 февраля — 5 апреля
Мультимедиа Арт Музей

Бокалы в руках, улыбки на лицах или, напротив, особенно томные позы. Фотограф Тод Пападжордж снимал тех счастливчиков, которые попали в Студию 54 — мекку нью-йоркской клубной жизни самого конца 70-х. Оказаться там мечтал каждый, кто стоял в длинной очереди ко входу, однако чести переступить порог удостаивались немногие. Историй о бурных ночах в этом клубе культура сохранила немало, и снимки Пападжорджа занимают достойное место в этом ряду.