Время объединяться: чего ждать от программы юбилейного Зальцбургского фестиваля
Интендант Зальцбургского фестиваля Маркус Хинтерхойзер в своих интервью и выступлениях не устает повторять, что этот фестиваль — один из самых знаменитых и престижных во всем мире — меняется с каждым годом так же, как меняется окружающая нас действительность. Говоря о том, что смотр продолжает существовать не в отрыве от реальности, а в тесной связке с ней, австрийский пианист, куратор и культурный менеджер ничуть не лукавит. Подтверждений в программе и в целом, и за три года художественного руководства Хинтерхойзера набралось предостаточно.
Вспомнить хотя бы моцартовское «Милосердие Тита» в версии режиссера Питера Селларса и дирижера Теодора Курентзиса, самым тесным образом сопряженной с биографией Нельсона Манделы и темой беженцев. Или поставленного тем же тандемом «Идоменея», где главный герой превратился в современного политика, совсем не заботящегося об экологии. В этом ряду оказалась и «Медея» Саймона Стоуна. Австралийский режиссер, ставший международно признанным (и, заметим в скобках, заслуженно модным) благодаря своему умению мастерски интерпретировать классические сюжеты в контексте сегодняшнего дня, заручился поддержкой маэстро Томаса Хенгельброка и показал в этом году в Зальцбурге «Медею» Луиджи Керубини, где мир смартфонов предстает во всей красе, а также нищете.
Свою историю Зальцбургский фестиваль начинал 100 лет назад стараниями режиссера Макса Рейнхардта, поэта Гуго фон Гофмансталя, композитора Рихарда Штрауса, сценографа Альфреда Роллера и дирижера Франца Шалька. Они хотели напомнить о силе искусства истерзанному войной миру. Век спустя он все так же нуждается в солидаризации, что спешит отразить и юбилейная программа. В Москве интендант Хинтерхойзер и президент Хельга Рабль-Штадлер представляли ее на вечере, организованном Российским обществом друзей Зальцбургского фестиваля.
Оперную программу 2020 года откроет «Электра» Рихарда Штрауса. Либретто к ней Гуго фон Гофмансталь написал по собственной пьесе, основанной на трагедии Софокла. Бушующие страсти сюжета специально для фестиваля осмыслят режиссер Кшиштоф Варликовский и дирижер Франц Вельзер-Мест (он будет управлять Венским филармоническим оркестром). Партии двух сестер — Электры и Хрисофемиды — исполнят Аушрине Стундите и Асмик Григорян. Последняя в 2018 году покорила фестиваль ролью Саломеи из одноименной постановки Ромео Кастеллуччи.
На этот раз имя Кастеллуччи зазвучит в Зальцбурге в контексте оперы Моцарта «Дон Жуан», которую итальянский режиссер ставит вместе с Теодором Курентзисом. Маэстро будет управлять оркестром и хором musicAeterna. В образе рокового соблазнителя на сцену выйдет баритон Давид Лучиано, а партию донны Анны исполнит звезда Пермского театра оперы и балета Надежда Павлова.
Вспоминает о сегодняшнем дне и Михаэль Штурмингер, превращая Флорию Тоску и Марио Каварадосси в наших современников. Их партии отданы Анне Нетребко и Юсифу Эйвазову, так что от постановки можно ждать не только новых контекстов, но и особенного артистизма главных действующих лиц.
Американский режиссер Роберт Уилсон возвращается на фестиваль, чтобы поставить ораторию «Мессия» и, как всегда, погрузить зрителей в свой авторский мир запоминающихся образов.
Среди театральных премьер, например, — «Зденек Адамец» по пьесе Петера Хандке (одного из лауреатов Нобелевской премии по литературе 2018/19 годов) в постановке Фредерики Хеллер и «Всякая женщина», которую для фестиваля в копродукции с берлинским театром Schaubühne ставит швейцарский режиссер Мило Рау. Российскому зрителю он хорошо знаком по фестивалям NET и «Территория».
В цифрах программа юбилейного фестиваля, который пройдет с 17 июля по 30 августа 2020 года, выглядит не менее впечатляюще, чем в именах и словах. 42 оперных постановки и 57 театральных, а также 91 концерт и 32 спектакля из молодежной программы складываются в 222 представления, которые за 44 дня покажут здесь на 15 площадках.