Питер Брук, Кэти Митчелл и новые имена: почему важен фестиваль NET
Фестиваль NET родился в 1998 году. Довольно неожиданное время для появления негосударственного и независимого фестиваля, чья концепция и идея заключены в названии. NET — это новый европейский театр. Показывать Москве тех, кто его творит, придумали театральные критики Марина Давыдова и Роман Должанский.
За 20 лет NET привез в Москву Питера Брука, Алвиса Херманиса, Оскараса Коршуноваса, Томаса Остермайера, Кэти Митчелл, Яна Фабра, Пиппо Дельбоно, Михаэля Тальхаймера, Кристофа Марталера, Деклана Доннеллана, Гжегожа Яжину, Штефана Кэги, Rimini Protokoll — многих не по одному разу.
На NET играли «Кислород» и «Бытие № 2» Виктора Рыжакова по текстам Вырыпаева, «Терроризм» и «Пластилин» Кирилла Серебренникова. Ни один, ни второй тогда не были худруками известных театральных институций и признанными лидерами российского театра. А еще именно NET в 1998 году привез в Москву «Как я съел собаку» Евгения Гришковца из кемеровского театра «Ложа».
Новым российским и — учитывая контекст афиши — европейским театром становились работы Филиппа Григорьяна, Дмитрия Волкострелова, Семена Александровского, Максима Диденко и других важных участников российского театрального процесса. Все они сначала были зрителями фестиваля, во многом сформировавшего вкусы продвинутых российских театралов.
На пресс-конференции, предварявшей открытие 21-го NET, который впервые пройдет и в Москве, и в Санкт-Петербурге, Марина Давыдова объяснила простую вроде бы механику составления программы фестиваля: отобрать то, что задевает и волнует сейчас, разложить этот пасьянс из названий и уже после попробовать понять, что же этот пасьянс говорит его авторам.
В 2019 году это рефлексия театра по поводу себя самого и своих границ. Он все больше замыкается на одном человеке, который может быть и автором, и режиссером, и перформером. Три важные героини афиши этого года — женщины. Фестивальные отборщики говорят, что так получилось случайно, но не зафиксировать этот все еще сложный для российского театра момент было бы неверно.
Стоящие рядом автор «Пустого пространства» — библии любого театрала — Питер Брук и возмутитель консерваторов болгарский художник и перформер Иво Димчев, скрывающаяся под сценическим псевдонимом Сигна Кестлер, чьи спектакли невозможно повторить или снять на видео, и хорошо известная российскому и мировому зрителю Кэти Митчелл, главный мифотворец российского театра Борис Юхананов и занимающийся партизанским театром Вася Березин — все это «Новый европейский театр» 2019 года. И поскольку эти постановки вы пропустите вряд ли, рассказываем о тех, которые могли ускользнуть от взгляда.
«Игрушки»
Постановка театральной компании SIGNA
Санкт-Петербург, Музей cтрит-арта
27–30 ноября, 1–14 декабря
Марина Давыдова давно мечтала привести в Россию компанию SIGNA из Копенгагена. Продюсеры никогда не знают наверняка, что готовят датчане, а зрителям предстоит погрузиться в мир, существующий по законам, к которым надо еще приспособиться. Известно, что действие будет долгим, а от премьеры до финальных показов драматургия постановки будет меняться. Свой параллельный мир SIGNA выстроит в Музее стрит-арта на территории действующего завода слоистых пластиков.
«Репетиция. История (и) театра (I)»
Режиссер Мило Рау
Санкт-Петербург, Александринский театр
22–23 ноября
Первый спектакль режиссера Мило Рау из цикла по исследованию истории театра. Документальный и перформативный театр окажется на имперской сцене Александринки, в зале, воплощающем классические представления. Главный вопрос постановки — как что-то оказывается сыгранным и представленным в театре. Этим чем-то оказываются в том числе жестокость и убийство. Документальной основой и отправной точкой для рефлексии становится история о преступлении в одном из городов Бельгии.
«Всемирная история»
Режиссер Давид Эспиноса
Санкт-Петербург, Александринский театр — 30 ноября, 1 декабря
Москва, Электротеатр Станиславский — 3 декабря
Мир Давида Эспинозы легко упаковать в багаж — это театр объектов, многие из которых могут быть размером с мизинец. Сам режиссер рассказывает с помощью фигурок истории, оказываясь одновременно и автором, и перформером. Диапазон сюжетов — от Голливуда до Шекспира. В этот раз Эпиноса обещает уложить историю человечества в час и десять минут.
«Ребро на столе: мать»
Режиссер Анхелика Лидделл
Москва, Центр им. Мейерхольда
6, 7 декабря
Испанскую актрису и режиссера называют одним из самых страстных мастеров нового театра, соединяющую поэзию, физическое действие и визуальную выразительность. Линделл борется против того, что закрепощает человека, вглядываясь в себя и в противоречия человеческого существования.