Стиль
Впечатления Чего ждать от Мастерской Дмитрия Брусникина в этом театральном сезоне
Стиль
Впечатления Чего ждать от Мастерской Дмитрия Брусникина в этом театральном сезоне
Впечатления
Чего ждать от Мастерской Дмитрия Брусникина в этом театральном сезоне
© пресс-служба
В ноябре Мастерская Дмитрия Брусникина не только выпускает сразу несколько премьер, но также устраивает целый фестиваль имени своего мастера. По такому случаю разбираемся, на какие постановки «брусникинцев» идти в этом театральном сезоне.

Выставка «Человек размером с дом»

Куратор Ксения Перетрухина
Образовательный центр ММОМА, Ермолаевский, 17
До 17 ноября

© brusfest.ru/program

Выставка под кураторством художника Ксении Перетрухиной открылась в рамках фестиваля-школы современного искусства «Территория», а закроется во время первого Международного фестиваля-мастерской им. Дмитрия Брусникина Brusfest. «Человек размером с дом» — подробное и нежное посвящение артисту и педагогу Школы-студии МХАТ, умершему прошлым летом. Экспозиция заняла сразу несколько этажей образовательного центра ММОМА. В кафе — «Наполеон» и жареная картошка, которые так любил Брусникин, в одном из залов — футбольные мячи, в другом — настоящая палатка и лес. Футбол и грибы были двумя его нетеатральными страстями. Зал с историями из жизни Брусникина и экспонатами, так или иначе с этими историями связанными, зал со стенами, опоясанными фотографиями и ролями Брусникина (в том числе социальными — сын, муж, отец, дедушка), где вдоль стен мчится игрушечный паровозик. В пространстве выставки ученики, коллеги, друзья и родственники Брусникина почти каждый день читают «Трех мушкетеров», говорят о нем за «столом памяти», показывают перформансы. Один из самых трогательных — «Время роли» Андрея Стадникова: 46 выпускников и студентов Мастерской представляли 46 ролей (ровно столько успел сыграть Дмитрий Брусникин) в одежде времени выхода спектакля. У каждого в руках был воздушный шар с годом, когда Брусникин начинал играть роль. Когда роль уходила — шар улетал к потолку, а артист покидал площадку.

В пятницу, 15 ноября, в киноперформансе «Неуловимые мстители» актеры Мастерской Брусникина будут озвучивать фильм — так, как когда-то сделали Брусникин с другом, когда во время кинопоказа, на который они пришли, выключился звук. Оба знали текст наизусть и озвучили фильм — то же сделают и ученики, которые не будут знать заранее, с какого момента нужно приступить к озвучке.

 

Спектакль «Норма»

Режиссер Максим Диденко
Театр на Малой Бронной на сцене Дворца на Яузе
22, 23 ноября, 19, 20 декабря

Первая премьера Театра на Малой Бронной с Константином Богомоловым в качестве худрука в копродукции с Мастерской Брусникина и на огромной сцене Дворца на Яузе (в здании на Малой Бронной начался ремонт). Дебютный роман Владимира Сорокина, впервые изданный в 1983 году, режиссер Максим Диденко назвал сверлом, «которое вынимает метафизическую основу русского сознания» и ребусом, «который хочется разгадывать». В соавторах у Диденко драматург Валерий Печейкин, художник Галя Солодовникова и композитор Алексей Ретинский.

 

Спектакль «Занос»

Режиссер Юрий Квятковский
Театр «Практика»
12 и 13 декабря

На декабрьские показы спектакля Юрия Квятковского по пьесе Владимира Сорокина уже распроданы билеты, а критики, когда обсуждают номинацию «Зарницы» (предыдущей работы Квятковского с Мастерской Брусникина) на грядущую «Золотую маску», говорят, что «Занос» получился еще более примечательным и масштабным. В основе сюжета — «что-то вроде пьесы памяти Д. А. Пригова». Текст написан в 2009 году и адаптирован специально для спектакля драматургом Михаилом Дегтяревым. Перед началом спектакля зрителю выдают наушники. По трем каналам в них разведены интервью с Владимиром Сорокиным, с поэтом Дмитрием Приговым и озвучка самого спектакля.

«Занос» — многослойное сочинение, в котором зритель решает, кого слушать и за кем следить. К слову, очень богатого еще недавно бизнесмена Мишу в нем попеременно играют Максим Виторган, Николай Фоменко и Андрей Фомин.

 

Первый Международный фестиваль-мастерская имени Дмитрия Брусникина Brusfest

C 8 по 17 ноября

Организаторы фестиваля — Мастерская Брусникина и Театр «Практика» при поддержке Департамента культуры Москвы и Фонда президентских грантов

В программе много всего: и работы режиссеров, которые работали с Мастерской, например Семена Александровского и Юрия Квятковского, и концерт «Брусфест Музыка» в Новой Третьяковке, где выступит легенда американского перформанса Анна Хомлер, и спектакль бельгийской компании «Berlin», которая представит его для 30 зрителей, сидящих за одним круглым столом. Спектакль сложится из 30 документальных монопьес, зафиксированных на видеокамеру. Многообразие современного искусства и современного театра, которое прививал своим ученикам Дмитрий Брусникин, кажется стержнем нового фестиваля.

Другая его важная часть — документальные постановки. (Тут стоит вспомнить, что именно Брусникин пустил в стены Школы-студии МХАТ технику вербатим, а со спектакля «Это тоже я. Вербатим» в 2012 году и вовсе начался успех Мастерской, которая тогда еще не была отдельным театром.) Brusfest привезет в Москву три спектакля из регионов: «Пыль» в постановке Михаила Патласова из новосибирского «Старого дома», «Бонни и Клайд» Виталия Федорова из хабаровского ТЮЗа с подростками на сцене и «Свидетели» Семена Серзина из казанской лаборатории «Угол». 10 ноября в западном крыле Третьяковской галереи на Крымском валу зрители смогут увидеть «Это тоже я. Вербатим» в постановке Дмитрия Брусникина и Юрия Квятковского, «Москва. Дословно», выросший из экзамена 1-го курса Мастерской Миндаугаса Карбаускиса в ГИТИСе, и показы работ, созданных в документальной лаборатории Михаила Патласова.

Во время фестиваля Мастерская Брусникина сыграет на разных площадках спектакли «Транссиб», «Я не боюсь сказать», «В.Е.Р.А.», «Право на отдых» и «Множественное время клиники».

 

Спектакль «Пограничное состояние»

Режиссер Юрий Квятковский
Театр «Практика»
Премьера 9 и 10 ноября в рамках фестиваля Brusfest

С помощью инструментов документального театра авторы выясняют, как поменялась жизнь в приграничных городах после распада СССР. В фокусе внимания — граница, которая прошла по реке Нарве в 1992 году. До этого Ивангород и Нарва обладали общим водопроводом, транспортом и рабочими местами. Сейчас их жители ходят друг к другу в гости по мосту Дружба. Актеры двух театральных трупп, российской и эстонской, взяли интервью у живущих в Нарве и Ивангороде: их истории стали драматургической основой спектакля. Кстати, эту документальную постановку привозит нарвский театральный центр Vaba Lava, который в этом и следующем сезоне курирует литовский драматург и режиссер Марюс Ивашкявичюс. Его программа «Люди переломного периода» исследует судьбы тех, кто с 1989 года живет в странах Балтии, а также в России, Белоруссии и на Украине.

 

«Shoot / Get Treasure / Repeat»

Режиссер Алексей Мартынов
Винзавод
Премьера состоится в 2020 году

Команда спектакля «Shoot / Get Treasure / Repeat»
© .facebook.com/masterskayabrusnikina

Первые показы «Shoot / Get Treasure / Repeat» в постановке Алексея Мартынова прошли в октябре на Винзаводе, и те, кто был, выходили с них со словами «никакой это не эскиз, а готовый спектакль». Так или иначе, премьера спектакля по текстам Марка Равенхилла о мире после 11 сентября намечена на 2020 год. «Shoot / Get Treasure / Repeat» — режиссерский дебют актера Алексея Мартынова, а в проекте играют 15 его коллег, выпускников Мастерской Брусникина. Имя художника спектакля — Валерия Чтака — хорошо известно ценителям совриска, а композитора Дмитрия Аникина знают в мире электронной музыки. До «брусникинца» Мартынова этот текст Равенхилла ставили Дмитрий Волкострелов, Семен Александровский и Александр Вартанов, предлагая зрителям «музей 16 пьес» (именно столько написал Равенхилл), которые «экспонировались» в залах галереи современного искусства.