Стиль
Впечатления Как собирался проект «Русский YouTube 2019». Слово автора
Стиль
Впечатления Как собирался проект «Русский YouTube 2019». Слово автора
Впечатления

Как собирался проект «Русский YouTube 2019». Слово автора

Как собирался проект «Русский YouTube 2019». Слово автора
На «РБК Стиль» вышел большой проект про русскоязычный YouTube в жанрах, цифрах и лицах. Редактор Оля Степанян рассказывает о его появлении.

Так забавно выходит, что моя работа напоминает старенькую игру, в которой нужно найти пару карточек с одинаковым изображением. Сейчас в коллекции три таких дубля. Исследования русского рэпа с разницей в год (в разгар хайпа вокруг баттлов Versus — кстати, я до сих пор дословно и посекундно помню раунды Оксимирона, поэтому, если вы перестанете со мной здороваться, я пойму — и на заре популярности «новой школы», стриженной на манер Face, под каре), разборы рынка музыкальных привозов и вот теперь второй срез YouTube (первый был в 2017 году, и, как ни странно, лица не сильно обновились). Поэтому, когда босс Евгений Тихонович предложил написать путеводитель по видеохостингу, я ни капли не удивилась, и даже когда придумал фишку с гифками-нарезками блогеров, лишь пожала плечами: «Конечно». Тут и начался кавардак.

Во-первых, было совершенно понятно, что впихнуть невпихуемое и объять необъятное не выйдет (да и ни к чему), а кому из блогеров отдать предпочтение и как оставить за бортом, допустим, не сбавляющего обороты Данилу Поперечного, при этом выделив КЛИККЛАК, — совершенно не ясно. Не говоря уже о том, кого считать «молодой кровью», — ведь о развитии блогера можно судить года через полтора после создания канала.

Пришлось руководствоваться внутренними весами (вроде о Кате Клэп и Мари Сенн в 2019-м и заикаться неудобно, а Поперечный и без «РБК Стиль» не сходит со страниц глянцевых журналов и не встает с дивана «Вечернего Урганта»), предпочтениями старших коллег (подсказавших 99% раздела «Ликбез», но слыхом не слыхавших, например, о Яне Топлесе и старом шоу Кшиштовского и Усачева «Пора валить»), шлифовать выборку ликбезами экспертов (приятно, что наши взгляды по поводу ключевых блогеров момента совпали не один раз) и усилием воли отсекать «маленьких» ютуберов с сотнями тысяч подписчиков — пускай подрастут.

Масла в огонь подлили блогеры, наотрез отказавшиеся давать комментарии. И если к Юрию Дудю вопросов нет — действительно давно пора оставить человека в покое и наслаждаться его работой, то позиция ютуберов, только нащупавших новый формат, не очень ясна.

Во-вторых, нарезка гифок (точнее, вычленение тайм-кодов к ним) растянулась на месяцы. Оказалось, что за день мозг без ущерба способен переварить максимум три канала от первого видео до последнего. И то при условии, что хотя бы один канал я смотрю на постоянной основе (тут тоже всплыла сложность: пересматривать выпуски Ксении Собчак в поисках перлов Анастасии Волочковой и взбрыков Дарьи Коноваловой оказалось тяжко, а жесточайший стеб комиков с Labelcom — только в путь). Вселенная, видимо, приняла фанатичное увлечение блогерами за однозначный сигнал, и вдруг, как черти из табакерки, блогеры стали выскакивать в офлайне: что ни мероприятие — то здравствуйте, знакомые миллионники (здесь должен быть пламенный привет дуэту HalBer с крошечного августовского балкона Casa на Цветном). О том, что интернет-персонажи то и дело являлись во снах (например, мы сошлись в ринге «Битвы за хайп» с вышеупомянутой YouTube-интервьюершей), и говорить не приходится.

В-третьих, мне несказанно повезло: я взялась за материал в тот момент, когда YouTube забурлил скандалом года. Если коротко: блогер Никита Лол, последнее время пребывавший по эту сторону видеохостинга в качестве креативного продюсера, снял двухчасовое расследование «Она вам не Инстасамка» про свою же подопечную — блогершу и, так вышло, что рэпершу Дашу Инстасамку. Никита, приправив филиппику прувами, объяснил, что многие видео Даши (включая жалобу на неблагодарных корыстных подруг и аварию ее молодого человека, тоже блогера Олега Kenfckyou) — фикция. Более того, Инстасамка несколько месяцев не платила Лолу, который, собственно, сценарии фейковых роликов и писал. А рыцарь ее сердца Олег, по информации Лола, в свои невеликие годы имеющий условный срок за фальшивомонетничество, попросту слишком много о себе возомнил. Последнее, кстати, правда — посмотрите выпуск «Нового шоу» про молодое поколение блогеров — испанский стыд. Так вот: мне несказанно повезло, потому что после двухчасового обличительного видео YouTube-дамбу прорвало и в рекомендации выплыла часть ютуберов, о существовании которых я и понятия не имела (разумеется, у каждого была личная история про Дашу и Олега, и каждый. не будь дураком, использовал возможность хайпануть).

Кроме того, прорезались и другие конфликты: например, внутри бьюти-сегмента (активизировался хейтер всего и вся Антон S, в пух и прах рассорившийся с Андреем Петровым сотоварищи) да и во всем периметре (Любарская, переживающая не лучшие времена, написала гневный пост о том, что выбегающих на дорогу животных надо безжалостно давить — коллеги до сих пор крутят пальцем у виска).

Стоило зайти на один канал, как выпадал десяток сопряженных, оставалось только смотреть и изумляться.

Примерно через месяц бесперебойного просмотра российский сегмент YouTube сомкнулся в единый ком: я перестала понимать, почему, допустим, Ян Гордиенко it's so last season, если Влад Бумага, суперпопулярный парень, снимает практически то же самое, чем одна девочка-блогер отличается от другой, чем цепляют бесконечные страшилки про призраков, сколько еще интервью-каналов выдержит YouTube и почему вообще наша «энциклопедия» должна быть хоть кому-то интересна. Единственным глотком воздуха оказался треш-контент, поставляемый, скажем так, ютубовскими альвеолятами: Олегом Монголом (см. клип Артура Пирожкова «Алкоголичка»), Русланом Гительманом и прочими, добравшимися до камеры и быстрого вайфая. В проект они не вошли исключительно из уважения к статусу РБК: едва ли читающие про российский госдолг и сделки Ротенберга будут рады наткнуться на великовозрастных блогеров, спившихся до состояния «женщины-львицы» Джоселин Вильденштейн.

Выводов здесь немного. YouTube в самом деле телевидение, по контенту не всегда превосходящее оригинал. На него куда легче пробиться, чем на «кнопки»: купи штатив — и вперед. Жаль лишь, продюсеров (читай YouTube-агентств) не в пример меньше (по факту крупное, делающее каналы под ключ, — одно). Могу ли я, положа руку на сердце, советовать смотреть каналы? Ну разве что вы соскучились по юмору или ваши знакомые заделались блогерами. Лучше раскошельтесь на Netflix — серое вещество уцелеет.