Стиль
Впечатления Экоарт: как художники призывают задуматься об экологии
Стиль
Впечатления Экоарт: как художники призывают задуматься об экологии
Впечатления

Экоарт: как художники призывают задуматься об экологии

Олафур Элиассон, «Речное русло», 2014
Олафур Элиассон, «Речное русло», 2014
Экологический тренд приобретает впечатляющий размах: даже Папа Римский на 58-й Венецианской биеннале выступил с манифестом о строительстве экокапелл. Рассказываем о самых интересных экопроектах, которые стали частью искусства.

Мы живем в эпоху антропоцена, когда любая антропогенная деятельность ведет к неизбежному изменению климата и геологии планеты. Сейчас невозможно отделить природу от экономики, и художники призывают задуматься об этой проблеме, показывая, каким должен быть мир. Экоарт требует использования экологических материалов: материалом для скульптур и картин становятся обломки и мусор, инсталляции на открытом воздухе задействуют объекты рельефа. За подобными работами стоит концепция сохранения природных ресурсов.

 

Ленд-арт — искусство на земле

Агнес Денес, «Поле пшеницы — конфронтация», Нью-Йорк, 1982
Агнес Денес, «Поле пшеницы — конфронтация», Нью-Йорк, 1982

Современные художники вдохновляются проектами предшественников. Произведения искусства, холстом для которых стала земля, приобрели популярность в 70–80-х годах, когда творцы начали интегрировать свои произведения в городской пейзаж, намекая, что урбанистические достижения связаны с существованием матери-природы. В 1978 году Алан Сонфист высадил в центре Нью-Йорка фрагмент леса из эндемиков острова Манхэттен, в 1982 году Агнес Денес устроила неподалеку пшеничное поле. Так художники-экологи показали горожанам бывший природный облик их местообитания.

Экология как источник творчества

Энди Голдзуорти, «Плоский круг листьев», 1985
Энди Голдзуорти, «Плоский круг листьев», 1985

Некоторые творцы стараются свести воздействие на ландшафт к минимуму. Не всегда они создают инсталляции в природной среде, но обязательно — с ее использованием. Ветеран концептуального искусства Херман де Врис делает объектами своего творчества образцы почвы из разных частей света, а также растения, мусор, ископаемые и предметы старины. Нильс-Удо создает сложные ландшафтные композиции, например гигантское гнездо в лесу. Энди Голдзуорти с помощью природы обращается к человеку. Он соорудил шпиль из 30 кипарисовых стволов, а у основания скульптуры посадил новые деревья. Суть в том, чтобы показать быстротечность времени: с годами «ствол» разрушался, а молодые деревья росли ввысь. Многие объекты Голдзуорти сохранились только на фотографиях и видеороликах, настолько они были хрупкими и недолговечными.

От общего к частному

Современные художники создают общие проекты с учеными, инженерами, биологами и архитекторами. Самые масштабные акции привлекают СМИ, жителей и политиков. Например, немецкий перформансист Йозеф Бойс в 1982 году на выставке documenta 7 запустил проект «Семь тысяч дубов». По задумке автора, деревья надо было высадить через всю Европу — от Германии до России. Последний дуб был посажен пять лет спустя, уже после смерти автора. Бойс надеялся, что акцию подхватят другие страны, тем самым создав массовое движение озеленения. Целью проекта было объяснить, как просто посадить дерево и как усилия одного человека способны повлиять на мир, если таких людей много.

Мусор как искусство

Авива Рахмани руководит работами по созданию арт-объекта «Сети-призраки», 1990–1991
Авива Рахмани руководит работами по созданию арт-объекта «Сети-призраки», 1990–1991

Авива Рахмани больше десяти лет работала над масштабным проектом «Сети-призраки», превратив заброшенную свалку в место для отдыха. Местом для арт-объекта стал участок на берегу залива Мэн. Территорию площадью 10 кв. км занимали в основном болота — Рахмани построила на них дом, водохранилище и сад.

Отдельные художники-инсталляторы работают с переработанными материалами и мусором. Розали Гаскойн из Новой Зеландии привлекала внимание к проблеме потребления, используя дорожные знаки, ящики, коробки и обрезки линолеума — то, что принято выбрасывать. Один из ее мусорных коллажей даже попал в коллекцию Метрополитен-музея. В 1994 году художницу наградили Орденом Австралии за вклад в искусство.

Аврора Робсон
Аврора Робсон

Скульптор Аврора Робсон создает шедевры из отходов. Ее арт-объекты похожи на живые организмы и явления природы, например облака. Робсон окрашивает ненужные предметы в разные цвета, а для подсветки крепит к ним энергосберегающие диоды. Марина Дебрис берет за основу пляжный мусор и создает из него одежду, декор и украшения. Ханне Фриис ваяет скульптуры из старой джинсовой ткани, а Эрвин Вурм — из повседневной одежды.

Несмешные мультфильмы

Джефф Хонг, «Книга Джунглей. Бедный индийский мальчик Маугли»
Джефф Хонг, «Книга Джунглей. Бедный индийский мальчик Маугли»

Большой поклонник Уолта Диснея иллюстратор Джефф Хонг взял присказку «Жили они долго и счастливо» и пошел от обратного. В проекте «Disney Unhappily Ever After» известные герои мультфильмов становятся жертвами экологических реалий: Золушка бежит по грязному переулку, олененок Бэмби оказывается трофеем охотника, рыбка Немо плавает среди погибших рифов, Маугли заглядывает в ручей на свалке, а русалочка Ариэль выползает из моря, залитого нефтью. Китчевыми коллажами художник призвал общественность задуматься об экологической обстановке на планете, потому что иначе мечты не сбудутся и хеппи-энд не наступит.

Экоарт в России

Сцена из спектакля «Пятно на стене» в Электротеатре Станиславский
Сцена из спектакля «Пятно на стене» в Электротеатре Станиславский

Российские художники тоже обращаются к проблемам экологии. Концептуальный дизайнер Инна Гринчель создала работу на тему массовой вырубки парков в городских зонах. Она сделала деревья и пни из пепла в масштабе 1:1 и разместила на них принты с изображением кровоточащих ран. Илья Селецкий поднял ту же проблему, но в другом формате: он посадил лес из елочек-освежителей для машины. Метафора указывает, что при масштабах вырубки и загрязнений людям скоро придется забыть о настоящих еловых лесах и их запахе. Идеи ресайклинга поддерживает Электротеатр Станиславский, в котором переработанный пластик используют в оформлении «Гамлета».

Как работает экоарт

Олафур Элиассон, «Ваша трата времени», 2006
Олафур Элиассон, «Ваша трата времени», 2006

Иногда, чтобы обратить внимание на определенную проблему, авторы решаются показать публике нечто тревожное, кардинально противоречащее привычному. При этом современное искусство побуждает зрителя взять на себя ответственность за происходящее в мире. Один из подвижников эконаправления Олафур Элиассон интересуется проблемами изменения климата и быстротечности жизни. В проекте «Ваша трата времени» он демонстрирует куски крупнейшего ледника Исландии. Специалисты рассмотрели эмоциональные реакции посетителей выставки Элиассона «Барокко, барокко», отслеживая движения глаз при осмотре экспозиции и оценивая заполненные анкеты. Результаты были противоречивыми: некоторые уделяли больше внимания музейной обстановке, а не объектам. Но у каждого посетителя была та или иная реакция на выставку, а значит, появлялся повод задуматься.