Какой получилась выставка дизайнера Шарлотты Перриан в Париже
Шарлотта Перриан, «Приемная», 1955
Парижская выставка, приуроченная к двадцатилетию со дня смерти Шарлотты Перриан, полностью заняла четыре этажа здания фонда Louis Vuitton на улице Махатма Ганди, 8. Экспозиция расположилась в хронологическом порядке и представляет собой все сферы увлечений Перриан: архитектура, дизайн, мода, фотография, спорт, живопись. Выставочное пространство включает в себя 400 экспонатов, среди которых можно увидеть 50 редких объектов дизайна авторства Перриан, а также работы ее современников — Пабло Пикассо, Жоана Миро, Александра Колдера и Фернана Леже.
Начало экспозиции посвящено модернизму 20-х годов, переосмыслению социальной среды, в которой живет человек XX века. Здесь представлен легендарный шезлонг Basculante B306 в соавторстве с Ле Корбюзье и его кузеном Пьером Жаннере. Культовая мебель из гнутых стальных трубок стала предвестником нового образа жизни. «Металл играет ту же роль в мебели, что и бетон в архитектуре. Человек XX века — злоумышленник? Да, если он окружает себя антикварной мебелью. Нет, если он живет в контексте со своим интерьером», — говорила Перриан.
«Возврат к природе» — одна из основных тем в выставочном пространстве. Поклонница природных материалов, Шарлотта Перриан черпала вдохновение абсолютно во всем: кости, камни, ракушки и ветки. Совместно с Пьером Жаннере она основала направление «Сырое искусство» (Art Brut). Свое особое видение дома дизайнер выразила в проекте «Дом молодого человека» (Maison du Jeune Homme, 1935 г.). Это светлое аскетичное пространство, в котором органические плавные формы соединяются с функциональными деталями, современной мебелью и работами художника-авангардиста Фернана Леже.
Творческий период 40-50-х годов связан с жизнью Шарлотты Перриан в Японии. Она приехала в эту страну в качестве «посла французского дизайна», и здесь ее застала Вторая мировая война. В это время дизайнер размышляет о соединении ремесленных традиций с модернизмом. Перриан, вдохновленная работами японских мастеров и традиционными материалами (в основном, бамбуком), создает несколько функциональных элементов интерьера, которые дают толчок новому направлению в дизайне. Шезлонг Tokyo Outdoor и столик Forme Libre (сегодня их выпускает компания Cassina) — наглядный пример интеграции японской культуры в творчество дизайнера.
Возвращение во Францию после войны ознаменовалось новыми экспериментами. Шарлотта Перриан присоединяется к архитектору и дизайнеру Жану Пруве. Вместе они проектируют пространства для студенческих общежитий в Париже: «Мексиканский дом» (Maison du Mexique,1952 г.) и «Тунисский дом» (Maison de la Tunisie,1952 г.). А увлекшись работами авангардистов Фернана Леже, Пабло Пикассо и Александра Кальдера, дизайнер наглядно демонстрирует, как соединить в маленьком пространстве функциональную мебель и произведения искусства.
«Тунисский дом», 1952
Кураторы экспозиции посвятили целый раздел токийской выставке Proposal for a Synthesis of the Art, проходившей в 1955 году. В этот период Перриан вновь объединяется с Ле Корбюзье, а также с Пьером Сулажем и Хансом Хартунгом. Завершающие разделы выставки отданы под отдельные архитектурные эксперименты дизайнера, такие как быстросборные дома и дом в Рио-де-Жанейро, проекты для парижской галереи Galerie Steph Simon.
Финальная часть ретроспективы представляет собой знаменитый чайный павильон Maison de Thé, который 90-летняя Шарлотта Перриан придумала для фестиваля японской культуры в Париже. Павильон был частью проекта «Диалог культур», созданного под эгидой ЮНЕСКО в 1993 году.
Выставка «Шарлотта Перриан: создавая новый мир» (Charlotte Perriand: Inventing a new world) открыта до 24 февраля 2020 года.