Великая война: как киностудии борются с утечками и спойлерами
Зачем нужна строгая секретность?
Борьба со спойлерами в 2019 году превратилась в причудливую пародию на шпионские фильмы. Актерам раздают самоуничтожающиеся сценарии, технология борьбы с беспилотниками стоит на службе кинопроизводства, в график съемок врезается время для фальшивых сцен, предназначенных для дезориентации охотников за подробностями вожделенного сюжета.
Сценарии для новых сериалов Amazon Prime разрабатываются следующим образом: группа писателей творит в обстановке строгой секретности, в бункере с затемненными окнами, попасть в который можно только по отпечатку пальца.
Меры, достойные охранных систем госучреждений или, если хотите, дорогих казино, выросли прямиком из бюджетов: проект Amazon по «Властелину колец» будет стоить $1 млрд.
Впрочем, скептики считают бункер и отпечатки пальцев лишними мерами, сравнивая труд сценаристов Amazon с «работой в разваливающемся советском государстве 80-х». Также скептики подчеркивают, что «секретность — мощный инструмент для возбуждения интереса аудитории к проекту». Новое шоу Amazon, в конце концов, основано на серии книг, выпущенных 85 лет назад и переживших несколько киноадаптаций.
Выясняется, что и рейтинги тут совершенно ни при чем: громкая и болезненная для шоураннеров и HBO утечка сценария седьмого сезона «Игры престолов» никак не сказалась на интересе аудитории и просмотрах.
При этом зрителям настырно внушают, что раскрытие даже самых незначительных подробностей сценария может испортить все впечатление от просмотра. Но как в этой искусственно созданной антиспойлерной среде отличить утечку от просто любопытной детали?
Например, костюм персонажа на постере — это спойлер? Название эпизода? Встреча двух героев в трейлере? Трудно сказать наверняка: четкого определения того, что является спойлером, а что нет, — не существует. Из-за желания фанатов отыскать в интернете любые подсказки к сюжету любимого шоу все труднее становится сохранить что-либо в тайне.
HBO и Amazon только-только начали понимать то, что гиганты вроде Disney и Marvel знают давно: секретность подогревает интерес и сводит негатив в соцсетях к минимуму, а также обеспечивает полный контроль над повествованием.
Не обязательно хранить сценарий каждого фильма или шоу за семью печатями, но для проектов засекреченность становится символом высокого статуса.
Как охраняли финальный сезон «Игры престолов»
В 2017 году сценарий седьмого сезона шоу целиком попал в интернет. Съемки едва ли завершились, а поклонники уже знали все сюжетные повороты, включая финальные сцены. Из-за утечки в некоторых странах два первых эпизода случайно показали раньше премьеры.
Приступая к съемкам последнего сезона, продюсеры едва ли не выстроили вокруг площадок защитные купола, окруженные колючей проволокой под напряжением. Возможно, если бы на съемку одного эпизода выделяли не $15 млн, а $25 млн, были бы и купола, и проволока.
Николай Костер-Вальдау, исполнитель роли Джейме Ланнистера, рассказывал о «сумасшедших уровнях» секретности на площадке: более всего его поразили цифровые сценарии, которые исчезали с окончанием съемок. Софи Тернер (Санса Старк) поведала об «убийцах дронов» на площадке в Северной Ирландии: специальные устройства отключали залетающие на территорию съемок беспилотные аппараты охотников за спойлерами, заставляя их приземляться.
Удивительным образом летавшие над площадкой дроны все же смогли снабдить фанатов спойлерами и, похоже, стали причиной коллапса в аэропорту Гатвик перед Рождеством, когда взлетную полосу закрыли и тысячи пассажиров ждали, пока проблема разрешится.
Эмилия Кларк (Дейенерис Таргариен) от души посмеялась над мерами безопасности, выпустив шуточный ролик, в котором попыталась провести экскурсию для фанатов по съемочной площадке и не преуспела. Даже попытка показать в камеру сценарий шоу — бумажный — не увенчалась успехом.
Разумеется, все члены съемочной группы, включая самых незаметных статистов, подписали строжайшее NDA, пренебрежение которым грозило стереть в прах все их планы на дальнейшую кинокарьеру.
The Guardian, ссылаясь на осведомленного источника, занимавшегося съемками «Игры престолов» несколько лет, сообщает, что строгий контроль над информацией о сценарии появился из-за того, что медиа игнорировали условия эмбарго. К примеру, после премьеры пятого сезона, состоявшейся в лондонском Тауэре, детали сюжета первого эпизода появились на Reddit почти моментально.
«Игра престолов» съела собаку на саморекламе. Как и у фильмов Marvel, у нее есть своя фан-база, которая обязательно посмотрит шоу и автоматически поможет в его продвижении с помощью шеринга тизеров и трейлеров. Раскрытие дополнительной информации может навредить», — объясняет источник. С другой стороны, если какие-то подробности все же просачиваются, то только по желанию создателей шоу, а медиаресурсы на это покупаются.
Как охраняли детали фильма «Мстители: Финал»?
Киноиндустрия ведет борьбу с утечками давно и порой успешно. Неудачи случаются. Например, в 2014 году произошла утечка сценария «Омерзительной восьмерки» Квентина Тарантино. Режиссер был в ярости и даже отказался снимать фильм, но в итоге «Восьмерка» вышла в прокат.
Студии-гиганты ведут себя осторожнее. Marvel Studios, входящая в Disney, усердно работала, чтобы детали фильма «Мстители: Финал» — заключительной части франшизы — не были раскрыты до премьеры. Тем не менее в конце прошлого года на Reddit появился якобы слитый сценарий картины, который тут же подхватили все заинтересованные СМИ и распространили по миру.
Работа над экранизацией популярных комиксов, как и экранизацией романов, требует от сценаристов невиданной находчивости. Поклонникам прекрасно известны сюжетные арки каждого персонажа, поэтому предсказать, что покажут в фильме, зачастую не составляет труда. Тем не менее создателям супергеройского кино иногда удается удивить зрителя — это случилось, например, с финалом фильма «Мстители: Война бесконечности».
Режиссеры братья Руссо во время подготовки сиквела старались соблюдать меры предосторожности, но утечки все равно происходили. Актриса Гвинет Пэлтроу, исполнительница роли Пэппер Поттс, опубликовала в инстаграме фотографию в костюме от Тони Старка, поспешно ее удалив. Снимок разошелся по Сети, фанаты тут же определили тип брони и предположили, что Поттс присоединится к команде супергероев.
Однако теории остаются теориями. Закрытые площадки, где создается последняя глава франшизы, не позволяют выудить детали сюжета с помощью дронов, а съемочная группа, скованная условиями NDA, не распространяется о производственном процессе. Известно, что режиссеры Руссо обошлись без раздачи актерам самоуничтожающихся сценариев и использовали другие уловки.
Роберт Дауни — младший (Тони Старк) рассказывал, что участвовал в написании фальшивых сцен специально для Тома Холланда (Питер Паркер), которому студия не доверяет — актер не раз проговаривался о сюжетных поворотах в интервью.
Недавно выяснилось, что на съемках одной из сцен Холланду даже не сказали, с каким CGI-персонажем сражается его Человек-паук.
«Мы прилагаем много усилий, чтобы никто не узнал настоящий сюжет фильма. Все актеры получили фейковые сценарии. Очень мало кто видел сам фильм. Мы никому не можем доверять. В первую очередь — Тому Холланду, — признался Джо Руссо. — Мы думаем, что актерам лучше читать фальшивый сценарий с фейковым финалом, потому что в противном случае давление на них будет слишком высоким. Зная, что произойдет в фильме, им придется скрывать это».
Исполнительница роли Небулы, Карен Гиллан, рассказывала, что каждый актер получал сцены только со своим персонажем, поэтому она знала сюжетную линию только лишь Небулы и оставалась в неведении насчет судьбы других героев. «Режиссеры объясняют нам контекст. Это все, что нам доступно. В целом я не знаю, о чем будет фильм», — добавила Гиллан.
Трейлеры к «Финалу», вышедшие в этом месяце, наверняка содержат специально отснятые для промокампании сцены, как это уже было с «Войной бесконечности».
Возможно, в ближайшем будущем киностудии и телеканалы обзаведутся слаженным механизмом борьбы с утечками и спойлерами на этапе производства фильмов и сериалов.
Хитроумные методы защиты сценариев, что использовались на съемках «Игры престолов», а также трюки с фейковыми сюжетами для актеров, примененные авторами «Мстителей», создают необходимый дополнительный шум вокруг проектов.
В конце концов, больше всего студии боятся не утечек, а ослабления или потери зрительского интереса. Производство новых сезонов или сиквелов занимает годы, и антиспойлерные меры органично вливаются в промокампанию, запуская крючки в поклонников и завоевывая новую аудиторию. Вероятно, именно для этого и нужна изобретательная борьба со спойлерами.