Стиль
Впечатления Как устроен спектакль «Право на отдых» и зачем его смотреть
Стиль
Впечатления Как устроен спектакль «Право на отдых» и зачем его смотреть
Впечатления

Как устроен спектакль «Право на отдых» и зачем его смотреть

Фото: Владимир Яроцкий
Мастерская Брусникина выпустила спектакль «Право на отдых». Местом его действия стал читальный зал библиотеки. Разбираемся, чем примечательна эта постановка и как заинтересованность Дмитрия Брусникина фигурой Александра Галича превратилась в целый проект.

В читальном зале библиотеки Союза театральных деятелей многолюдно: совсем скоро здесь начнется спектакль «Право на отдых», поставленный выпускниками Мастерской Дмитрия Брусникина и посвященный Александру Галичу. Зрителям есть чем заняться: сначала нужно получить читательское требование, которое в этот вечер послужит билетом, потом — успеть рассмотреть названия на ящиках каталога и освоиться в интерьере и, наконец, найти и занять свое место за одним из столов.

Когда спектакль начнется, звук голосов стихнет, а свет сменится на мягкий ламповый, в нос особенно явно ударит тот самый библиотечный запах, который не спутать ни с каким другим. За окном продолжит шуметь Большая Дмитровка — улица, вполне способная задать контекст сегодняшнего дня. Автомобильные сигналы и возгласы прохожих будут проникать через приоткрытую форточку, заполняя паузы в постановке, отправляющей зрителей в начало 70-х годов, а если точнее — прямиком в 29 декабря 1971 года, на заседание секретариата московского отделения советского Союза писателей.

Фото: Владимир Яроцкий

Как минимум несколько последних сезонов приучили публику к тому, что спектакли вовсе не обязаны ограничиваться одной лишь сценой, а определение «иммерсивный» отвоевало право становиться центральной темой для светских бесед. Однако в случае выпускников школы-студии МХАТ речь идет, скорее, не о моде, а об одном из тезисов мастера — Дмитрия Брусникина. Он считал, что театр — а вместе с ним и артисты — должен меняться, реагировать на сегодняшний день и уметь в него встраиваться. Следствием становились спектакли, игравшиеся в самых разных индустриальных пространствах: от заброшенных цехов завода «Кристалл» до действующих строительных площадок.

Фото: Владимир Яроцкий

«Право на отдых» не предлагает пройтись по библиотечным закоулкам, оставляя наблюдать за происходящим с изначально занятых мест, но предполагает прямое взаимодействие с сюжетом. Действие разыгрывается со всех сторон, а от зрителей зависит и финал спектакля, и наличие концерта — второй и полноправной его части. Самое время разобраться, о чем вообще пойдет речь в библиотеке этим вечером.

 

С чего все начиналось

19 октября 2018 года поэту, сценаристу, драматургу и автору-исполнителю Александру Галичу исполнилось бы сто лет. Говорит ли о чем-то это имя молодому поколению — вопрос. Им задался Дмитрий Брусникин. «Идея сделать что-то по Галичу принадлежит Дмитрию Владимировичу Брусникину. Он ходил спрашивал, как кто относится к его фигуре, в итоге отозвались мы с Игорем», — рассказывает один из режиссеров спектакля Сергей Карабань, объясняя, с чего для них с Игорем Титовым началась работа над постановкой. Оба они не только выступили режиссерами, но и сыграли в проекте. «Все завертелось благодаря импульсу Дмитрия Владимировича, который он запустил в пространство. Он инициировал продюсеров спектакля на работу с нами, а нас с Сережей — на поиск и анализ. Все было фактически с нуля. По принципу "Интересно? Делайте!". Будучи людьми неравнодушными к происходящему в стране и мире, в итоге мы вышли на высказывание, где Галич — фигура, связывающая времена», — добавляет Титов.

Фото: Владимир Яроцкий

 

Что такое «Право на отдых»

Жанр спектакля обозначен как реалити-драма. В основе пьесы, написанной драматургом Андреем Стадниковым, — стенограмма того самого заседания Союза писателей, на котором было принято решение об исключении Александра Галича. Впрочем, по словам самого Стадникова — это не одно лишь воспроизведение монологов участников того собрания, но также «восстановленная из воспоминаний сцена допроса Галича и эпизоды интервью на радио "Свобода"». Сам герой почти весь спектакль находится где-то позади зрителей и ограничивается немногочисленными репликами, предоставляя говорить о себе другим. Среди этих других, к примеру, — Агния Барто, Алексей Арбузов и Валентин Катаев. У каждого из них есть своя позиция относительно Галича и его творчества и гарантированная регламентом заседания возможность ее высказать.

Здесь самое время вспомнить о том, что действие разворачивается в читальном зале, где со стен смотрят портреты Мейерхольда и Маяковского, а на полках стоят тексты в том числе и действующих лиц спектакля. «Мы не пытаемся возвести Галича в статус неприкосновенного героя, а хотим развернуть абсолютно по-человечески каждую позицию, чтобы у зрителя была объективная картинка перед глазами и был выбор», — объясняет Сергей Карабань.

Позиция самого Галича звучит в его произведениях — напечатанные на листах стихи передаются по залу прямо во время пылких монологов. Решение о том, будет ли у «Права на отдых» вторая часть — концерт, принимают зрители, которые могут либо последовать за историей, либо переписать, перепридумать ее. Во втором случае они уже не прочитают, а услышат тексты Александра Галича, превращенные то в рок-баллады, то в лирические композиции, то в рэп.

Композитором постановки стал Дмитрий Шугайкин из группы OQJAV. «У меня не было задачи ничего сказать, потому что в спектакле очень многое и так сказано. Моя задача была, скорее, в том, чтобы, во-первых, создать музыку, которая позволит внимательно слушать тех, кто говорит. А во-вторых, подчеркнуть общую идею и обозначить этот тотальный вакуум и, конечно же, лягушатник», — комментирует он, подчеркивая, что «когда работаешь с таким количеством информации, нельзя пытаться гнуть свою линию в музыке, реализовывать амбиции и пытаться что-то сказать, отвлекая внимание. Нужно быть максимально незаметным и оставаться где-то на подкорке».

Музыка в постановке продолжает мысль режиссеров, связанную с идеей о том, что каждый имеет право на собственное решение. Совпадет оно с мнением большинства или нет — вопрос, ответ на который прозвучит в финале первой части. Станет ли она единственной или продолжится концертом — зависит от нас с вами.

Ближайшие даты спектакля можно уточнить на сайте Мастерской Брусникина.