Стиль
Впечатления Сколько стоят и кто покупает самые дорогие картины в мире
Стиль
Впечатления Сколько стоят и кто покупает самые дорогие картины в мире
Впечатления

Сколько стоят и кто покупает самые дорогие картины в мире

Фото: christies.com
Картины признанных мастеров — дорогое удовольствие. Но коллекционеры готовы отдать за них любые деньги, переплачивая в три-четыре раза больше заявленной стоимости. Однако иногда выясняется, что реальные цены на картины куда скромнее.

Эвард Мунк, «Крик». $119 млн

Эвард Мунк, «Крик»
Эвард Мунк, «Крик»

Существуют четыре копии этой картины, две написаны маслом, две пастелью. Три «Крика» находятся в музейных собраниях, а один вариант остается в частной коллекции. До 2012 года владельцем работы был норвежский бизнесмен Петтер Олсен. Он решил продать работу, потому что хранение шедевра было для него слишком большой ответственностью. Картина досталась ему от отца, который дружил с Мунком и помогал ему деньгами. В 1895 году художник подарил «Крик» семейству Олсен в знак благодарности за помощь и поддержку. Эта версия имеет особую ценность еще по одной причине: на раме Мунк написал небольшой рассказ о том, что вдохновило его на написание картины. Вырученные с продажи $119 млн миллиардер отдал на строительство культурного центра в пригороде Осло, где художник жил в течение 40 лет.

Фрэнсис Бэкон, «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда». $142 млн

Фрэнсис Бэкон, «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда»
Фрэнсис Бэкон, «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда»

Бэкон написал портрет своего друга, внука австрийского психоаналитика и художника в нехарактерно яркой для себя цветовой гамме. Архаичный формат триптиха, который живописец выбрал специально для этой работы, придает портрету особую выразительность. В период работы над полотнами мужчины были очень близки, поэтому Бэкон особенно тщательно подбирал выразительные средства для портрета. В середине 1970-х триптих раскупили по частям, которые отправились в три разные страны. Через несколько лет коллекционер из Италии выкупил и воссоединил их. Осенью 2013 года картину продали на торгах за рекордные $142 млн. Эксперты арт-рынка считают, что такой интерес вызван немногочисленным количеством доступных для покупки работ художника, а также интересом к послевоенному искусству.

Амедео Модильяни, «Лежащая обнаженная». $170 млн

Амедео Модильяни, «Лежащая обнаженная»
Амедео Модильяни, «Лежащая обнаженная»

«Лежащая обнаженная» — одна из 30 картин, написанных Модильяни по заказу друга. Откровенность и эротизм женского тела, которые художник отразил на холсте, не нашли признания у современников. Единственная прижизненная персональная выставка Модильяни, которую организовала арт-деятель Берта Вейль, через несколько часов после открытия была закрыта. По иронии судьбы галерея с картинами находилась напротив полицейского участка, так что закрыть экспозицию потребовали сами полицейские, возмущенные видом картин. Сегодня работы Модильяни в жанре ню считаются вершиной его творчества и высоко оцениваются как искусствоведами, так и коллекционерами. В начале 2000-х цены на картины художника были не очень высокими и колебались в районе $20 млн, но после выхода на экраны фильма «Модильяни» c Энди Гарсиа, интерес к его творчеству возрос. Так, впервые появившуюся на торгах «Лежащую обнаженную» продали в 2015 году за максимальные для полотен художника $170 млн.

Марк Ротко, «No 6 (Фиолетовое, зеленое и красное»). $186 млн

Марк Ротко, «No 6 (Фиолетовое, зеленое и красное)»
Марк Ротко, «No 6 (Фиолетовое, зеленое и красное)»

Работа 1951 года, написанная в технике светового поля, относится к наиболее известному периоду творчества Ротко. В 2014 году картину частным образом купил российский предприниматель Дмитрий Рыболовлев. Через год после сделки он случайно узнал, что большинство картин, которые продавал ему арт-дилер Ив Бувье, стоили гораздо меньше. Это выяснилось в разговоре с консультантом коллекционера Стивена Коэна. Он сообщил, что анонимный клиент приобрел у Коэна «Обнаженную на синей подушке» Модильяни за $93,5 млн. Информация поразила Рыболовлева, потому что он и был покупателем, но отдал Иву Бувье, выступившему посредником сделки, намного больше. После этого русский миллиардер подал на бывшего партнера в суд с обвинениями в мошенничестве. Сегодня несколько счетов швейцарца арестованы, а на собственность накладывается арест.

Поль Гоген, «Когда свадьба?». $210 млн

Поль Гоген, «Когда свадьба?»
Поль Гоген, «Когда свадьба?»

В феврале 2015 года картина Гогена оказалась в центре внимания, побив очередной ценовой рекорд на арт-рынке. Полотно, которое полвека экспонировалась в одном из музеев Базеля, приобрела у швейцарского коллекционера Рудольфа Штехелина организация Qatar Museums, заплатив за картину $300 млн. Информация о цене позже снова возникла в СМИ из-за юридических споров о сумме комиссионных. Документы для рассмотрения дела передали в Высокий суд Лондона. В результате разбирательства выяснилось, что картину продали на $90 млн дешевле. Тем не менее даже эта сумма для работ Гогена не характерна. Цены на его картины в период активных продаж в конце 2000-х не превышали $40 млн.

Виллем де Кунинг, «Обмен». $300 млн

Виллем де Кунинг, «Обмен»
Виллем де Кунинг, «Обмен»

Искусствоведы считают Кунинга одним из главных художников послевоенного искусства. Он работал в жанре абстрактного экспрессионизма с характерными бессюжетными композициями, крупными формами и свободной техникой исполнения. Картину «Обмен» художник написал в 1955 году. Это одна из первых работ, которая открывает этап ухода от антропоморфности к абстракции. Кунинг продал полотно архитектору Эдгару Кауфману. В 1989 году тот решил расстаться со своей коллекцией искусства, в том числе с картиной «Обмен». Тогда полотно купили за $20,6 млн — абсолютный ценовой рекорд для современной живописи. «Обмен» стал второй по стоимости картиной после перепродажи за $300 млн в 2015 году. Картину приобрел Кеннет Гриффин, основатель хеджевого фонда Citadel.

Леонардо да Винчи, «Спаситель мира». $450 млн

Леонардо да Винчи, «Спаситель мира»
Леонардо да Винчи, «Спаситель мира»

Художник написал картину по заказу французского короля Луи XII около 1500 года. Затем, переходя от одного владельца к другому, «Спаситель мира» пропал из поля внимания историков искусства на несколько столетий. В начале XIX века картину приобрел английский коллекционер, принявший ее за работу одного из учеников Леонардо. Тогда не нашлось доказательств ее ценности, поэтому, когда полотно снова выставили на продажу в 1958 году, его оценили в небольшую сумму £45. В 2005 году картину приобрели коллекционеры, которые потратили много усилий на экспертизу и подтвердили авторство великого мастера. В 2013 году «Спасителя мира» купили за $127 млн, а в 2017-м он побил рекорды в мировой истории продаж на аукционе Christie's в Нью-Йорке. В последнее время специалисты Лувра начали сомневаться в авторстве картины и дважды отменили ее выставку.