Стиль
Впечатления Что ждет аккаунт, который занимался кражей контента в Instagram
Стиль
Впечатления Что ждет аккаунт, который занимался кражей контента в Instagram
Впечатления

Что ждет аккаунт, который занимался кражей контента в Instagram

Фото: instagram.com/fuckjerry
На этой неделе американские соцсети и СМИ вспыхнули от скандала: fuckjerry, крупнейший инстаграм-аккаунт с мемами, восьмой год безнаказанно ворует твиты и смешные картинки. Это история о том, почему не стоит раскручивать Instagram с чужими мемами.

Сегодня, в 2019-м, нужно сильно постараться, чтобы с нуля выйти на десятки миллионов живых подписчиков. Тематики разобраны и расписаны не раз и не два, ниши (лайфстайл, фэшн, тревел и другие) плотно укомплектованы. Захотите стать инфлюенсером — придется буквально растолкать всех локтями и заручиться поддержкой толковых SMM-команд. Но это все лирика. Проза же была на заре соцсети, в 2011 году, когда скромный парнишка Эллиот Тебеле из еврейского квартала Бруклина смешил подписчиков своего Tumblr вызывающими подписями к картинкам с автомобилями, а затем зарегистрировал инстаграм-аккаунт с мемами — fuckjerry. Он быстро завоевал сердца интернет-троллей и просто любителей шуточек на грани фола, фолловеры стремительно прибывали (сейчас их 14 миллионов). Параллельно Тебеле и его команда основали корпорацию Jerry Media, взяли под крыло около 30 инстаграм-аккаунтов (в том числе General Mills, Subway и Express) и запустили собственный мерч.

Команда «Джерри медиа», слева направо: генеральный директор Майк Пурзицки, соучредитель Эллиот Тебеле, главный контент-директор Джеймс Райан Олигер, соучредитель Эли Баллас

Команда «Джерри медиа», слева направо: генеральный директор Майк Пурзицки, соучредитель Эллиот Тебеле, главный контент-директор Джеймс Райан Олигер, соучредитель Эли Баллас

Поначалу кажется, что это обычная история взлета в Instagram. Но нет: сколько бы Эллиот и Ко ни снимали планерки, на которых они генерируют новые мемы, факт остается фактом: добрая половина контента fuckjerry беспардонно украдена. В первую очередь у комиков (и этого, кстати, никто совершенно не скрывает). Недавно у авторов шуток терпение все же лопнуло. В конце января издание Vulture обнаружило, что в качестве промо нового сезона телеканала Comedy Central Тебеле постил серию чужих шуток, оформленных как скриншоты из Twitter (посты уже удалены из аккаунта).

Что ждет аккаунт, который занимался кражей контента в Instagram

Автор расследования, Мег Райт, на этом не остановилась, копнула глубже — и собрала целый тред с ворованными шутками.

Райт запустила движение #FuckFuckJerry, призывая фолловеров отписаться от интаграм-аккаунта воришек (чем меньше людей будет подписано на fuckjerry, тем меньше Тебеле с друзьями положат себе в карман, — цена рекламного поста заметно понизится). В кампанию, помимо прочих, включились актер Колин Хэнкс, стендап-комики Джон Мулани и Эми Шумер.

Неделю назад YouTube-блогер Vic Berger выложил видео, в котором Эллиот Тебеле вполне определенно заявляет, что «плевать хотел на шутников, обиженных несоблюдением авторских прав». Первые пару лет команда fuckjerry еще зачищала присвоенный контент и извинялась перед авторами, но вскоре, почувствовав безнаказанность и собственную медиаважность, забросила это неблагодарное дело. Да, fuckjerry действительно разрослись до империи: еще в 2016-м они зарабатывали 75 000 долларов за рекламный пост и к концу года, судя по подсчетам Forbes, играючи и шутя сделали кассу три миллиона долларов.

 

 

На разгоревшийся скандал вокруг своего детища Тебеле ответил незамедлительно, но настолько неубедительно, что, если честно, лучше бы молчал. Издание The Fashion Law процитировало инфлюенсера: «На заре fuckjerry не существовало четких правил репостов и копирайта, особенно для мемов. Теперь ясно, что подписей — недостаточно, надо спрашивать разрешение автора».

Не то чтобы правил не существовало, просто их мало кто изучал. Например, до сих пор некоторые придерживаются позиции: «Что выложено в соцсеть — то становится всеобщим достоянием». Указание автора (например, снимок экрана с твитом, под которым читается имя пользователя) тоже не считается соблюдением авторских прав.

Закон об авторском праве был принят в США, по счастливому совпадению, 110 лет назад — в 1909-м. С тех пор любая интеллектуальная собственность, будь то произведение искусства или обнародованная шутка, защищена от копирования и воспроизведения третьими лицами.

Как сообщила The Fashion Law федеральный судья Нью-Йорка Кэтрин Форрест, понятий «мем», как и «твит», в законе попросту не существует — он не дополнялся с 1976-го. Между тем авторы мемов законом охраняются, поскольку защищены оригиналы картинок, используемые для создания мемов. Проще говоря, отсутствие в законе об авторском праве упоминаний про вирусный контент, посты и Twitter не дает права Эллиоту Тебеле копировать чужие шутки без разрешения и монетизировать свой аккаунт за счет них. Заявление Тебеле о том, что новая политика fuckjerry — коммуникация с авторами и запрос разрешений на публикацию — вселяет небольшую надежду: может, инстаграм-магнат наконец одумался? С другой стороны, надолго ли хватит совести у человека, причастного, помимо прочего, к проморолику Fyre Festival