Тело, животные, Диего: из чего состоит мир Фриды Кало
![Фото: пресс-служба](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/2/28/755456653370282.png)
Корни
В 2010 году изображения Фриды Кало и ее мужа Диего Риверы стали украшать купюру 500 песо — так Мексика чествует своих самых влиятельных художников. Дочь немецкого фотографа и мексиканки с индейскими корнями, Фрида черпала вдохновение из культуры коренного населения Мексики. Она любила носить народные костюмы, и сегодня многие дизайнеры вдохновляются ее интерпретацией традиционных нарядов — как на картине «Корни», которая была продана за $5,6 млн.
![Фото: пресс-служба](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/7/58/755456636190587.png)
Тело
В детстве будущая художница переболела полиомиелитом, отчего ее правая нога стала тоньше и слабее левой, а ступня деформировалась. Всю жизнь после болезни Фрида хромала. В возрасте 18 лет она стала жертвой аварии: трамвай врезался в автобус, в котором ехала девушка. Результат — тройной перелом позвоночника и 35 операций. Следы на теле Фрида скрывала корсетом и длинными платьями, но именно тело, а вместе с ним боль, травма, разрыв, физиология станут главными темами и лейтмотивами ее работ.
![Фрида Кало на растяжке. 1940 год](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/1/33/755456633901331.jpg)
Трудно назвать художника, который до нее так внимательно изучал собственную телесность. В дальнейшем интерес к телу, его пределам и возможностям будет активно прослеживаться и развиваться у художников перформанса, и особенно — у женщин.
![Фрида Кало. Больница Генри Форда. 1932](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/94/755456637258946.jpg)
![Фрида Кало. Моя кормилица и я. 1937](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/03/755456640102034.jpg)
![Фрида Кало. Фрида и аборт. 1932](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/2/54/755456637259542.jpg)
![Фрида Кало. Без надежды. 1945](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/46/755456640485460.jpg)
![Фрида Кало. Сломанная колонна. 1944](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/74/755456640591740.jpg)
Сила
Стигматизировать Фриду болезнью мог бы только безумец: еще в школе (а из двух тысяч учеников в лучшей школе Мексики было всего 35 девочек) она придумала и возглавила закрытый клуб качучас для тех, кто любит социализм, поэзию и джаз. Кало обожала большие компании, выступала открытой бисексуалкой, у нее было множество романов. А еще она любила сквернословить, вполне могла надеть мужской костюм, сделать короткую стрижку и не скрывала свою любовь к спиртному.
![Фото: Виктор Рейес](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/8/48/755456641292488.jpg)
Диего
Отношения Фриды Кало и Диего Риверы — отдельная история. Брак с разницей в 20 лет случился, когда художнице было всего 22. Скандалы, измены, увлечения (с крайностями вроде романа Риверы с сестрой Фриды и интригой художницы со Львом Троцким) следовали за ними всю долгую совместную жизнь: они даже успели развестись и пожениться снова. Оба коммунисты, оба художники, Фрида и Диего оказали серьезное влияние друг на друга — несмотря на трагизм их отношений (Фрида рисовала себя буквально изрезанной ранами, которые ей нанес Диего, вместе с тем помещая его в центр себя и своей вселенной). Трудно представить, как сложились бы их карьеры по отдельности.
![Фрида Кало и Диего Ривера в день своей свадьбы 21 августа 1929 года](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/16/755456633273166.jpg)
Диего всегда демонстрировал Фриде прогресс в работе над фресками, она показывала ему свои тетради. Вне зависимости от перипетий любовных отношений, они были друг для друга поддержкой в искусстве. Последние работы Фриды, а после ее смерти и посвященные ей оммажи Диего изображают арбузы как символ жизни.
![Диего Ривера. Арбузы. 1957](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/19/755456638795194.jpg)
Диего Ривера. Арбузы. 1957
Человечность
Поэт и музыкант Патти Смит мудро пишет о том, что отношения Фриды Кало и Диего Риверы не нужно романтизировать: никто здесь не образец для подражания. Оба вели себя до конца жизни друг с другом как избалованные дети — и совершали ужасные поступки, в то же время очень человеческие и знакомые каждому. Вероятно, именно поэтому искусство Фриды снискало любовь столь многих и разных людей: ее боль, ее любовь, ее метафоры интуитивно понятны и применимы к опыту каждого: страшно потерять ногу, страшно потерять ребенка, страшно потерять любимого мужчину.
![Фрида Кало. Несколько царапин. 1935](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/1/33/755456639453331.jpg)
![Фрида Кало. Диего и я. 1944](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/21/755456642199216.jpg)
![Фрида Кало. Маска (безумия). 1945](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/41/755456643960419.jpg)
![Фрида Кало. Цветок жизни. 1944](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/2/35/755456644377352.jpg)
Эклектика
Живопись Фриды — абсолютный китч и эклектика. Принято относить ее к варианту сюрреализма: Бретон в известном диалоге с художницей пытался окрестить ее сюрреалистом, она же ответила, что не хочет попадать ни в какую категорию: «Я пишу мою собственную реальность». И была права: то, что она делала, больше относится к популярному позже постмодерну, игре с наследием разных эпох и стилей. В ее работах видны цитаты европейской живописи, стилизация под наивное искусство, мексиканские орнаменты, индейские влияния. Помимо коммунистических идей и веры в неизбежность революции Фрида была увлечена психоанализом и стала активным популяризатором учения Фрейда.
![Фото: Виктор Рейес](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/2/68/755456646659682.jpg)
Цвета и детали
Размышления о цветах Фрида четко сформулировала в своем дневнике, который может служить ключом к ее картинам: «Зеленовато-желтый: безумие и тайны. Все фантомы носят костюмы этого цвета... или, по крайней мере, белье. Красновато-пурпурный: цвет ацтеков. Старая кровь опунции. Темно-зеленый: цвет плохих новостей и хорошего бизнеса. Кобальтовый синий: чистота и любовь».
В первые годы брака у Диего Риверы было много заказов в Америке, где Фрида чувствовала себя очень одинокой. В 1933 году они вернулись назад в Мексику и обосновались в доме, напоминавшем два больших куба, связанных навесным мостом. В малом обосновалась Фрида, поселив вместе с собой множество животных — мексиканских собачек, олененка, птиц и обезьян. Их часто можно увидеть на ее работах.
![Фрида Кало и Диего Ривера](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/21/755456645444210.jpg)
![Фрида Кало](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/2/48/755456645680482.jpg)
![Диего Ривера](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/05/755456645936056.png)
Послесловие
Влияние Фриды как личности на современную культуру огромно. В эпоху, когда женщины-художницы вот-вот начнут бунтовать, что их работ почти нет в музеях, Фрида оказывается одним из немногих прославленных женских имен в искусстве. Ее манера вести себя, независимость и игра со стилем, что в работах, что в одежде (она носила мексиканские рубашки, мужской двубортный костюм, блузы в горох и платья в духе Голливуда 1930-х), — продолжают отзываться в большом поле культуры — даже в работах знаменитых музыкантов (та же Патти Смит впитала в себя дневники, заплетала такие же косы и любила Фриду как идеальную модель себя) и уж точно дизайнеров — Жан-Поль Готье, к примеру, посвятил ей целую коллекцию.
Экспозицию подготовил Музей Фаберже на площадке Центрального Манежа. Увидеть выставку можно до 22 февраля.