Лучшие выставки зимы — от Стокгольма до Нью-Йорка
Лондон
—
Elmgreen & Dragset: This Is How We Bite Our Tongue
Whitechapel Gallery / до 13 января
Elmgreen & Dragset: This Is How We Bite Our Tongue
Дуэт датчанина Майкла Элмгрина и норвежца Ингара Драгсета — это одна из главных современных скандинавских арт-группировок. Они придумали превратить галерею в госпиталь в проекте Please Keep Quiet! и установить бутик Prada в Техасской пустыне. На большой ретроспективе в галерее Whitechapel можно увидеть все, чем художники занимались на протяжении 20 лет сотрудничества. Название выставки «Вот так мы прикусываем язык» восходит к мысли о том, что сегодняшнее общество настолько сильно зависит от социальных и политических перемен, что иногда люди боятся быть собой и тогда действительно приходится прикусить язык.
Modern Couples: Art, Intimacy and the Avant-garde
Barbican Art Gallery / до 27 января
В главном бруталистском районе Лондона Барбикане до конца января проходит крупная выставка о знаменитых парах среди художников, их творчестве, любви и влиянии личных отношений на искусство. Здесь представлены Дора Маар с Пабло Пикассо, Роберт и Соня Делоне, Фрида Кало и Диего Ривера, Александр Родченко и Варвара Степанова и еще около 50 знаменитых художественных пар и их работ.
Мантенья и Беллини
Лондонская национальная галерея / до 27 января
В Лондонскую национальную галерею привезли шедевры двух итальянских живописцев эпохи Возрождения Андреа Мантенью и Джованни Беллини. Оба художника прославились на весь мир, жили в одно время, но работали в разных городах. Беллини — в Падуе и Венеции, а Мантенья служил придворным художником у богатой семьи в Мантуе. На выставке в Лондоне можно увидеть, как перекликается творчество современников, сравнить их сюжеты и приемы и, может быть, открыть что-то новое для себя. Недаром на выставку привезли работы со всего мира.
Нью-Йорк
—
Константин Бранкузи
MоMA / до 18 февраля
В Нью-Йорке продолжается выставка одного из главных авангардистов XX века, скульптора Константина Бранкузи. Вместо того чтобы лепить из глины, как его сверстники, Бранкузи вырезал свои работы из дерева или камня или отливал их из бронзы. Одновременно с этим он отвергал реализм, потому что хотел, чтобы его скульптуры вызывали ассоциации, а не детально повторяли предметы, указанные в названиях. На выставке в MoMA можно будет увидеть 11 важнейших скульптур Бранкузи, а также архивные материалы, которые выставляются впервые.
Лучо Фонтана
Метрополитен-музей / 23 января — 14 апреля
Аргентино-итальянский живописец Лучо Фонтана прославился благодаря серии работ с порезами прямо на полотне. Впервые после Малевича кто-то решился так радикально работать с холстом. В Метрополитен-музее покажут работы из этой серии, а также редкие керамические скульптуры художника.
Париж
—
Жан-Мишель Баския и Эгон Шиле
Фонд Louis Vuitton / до 14 января
В Фонде Louis Vuitton объединили двух художников-бунтарей: австрийца Эгона Шиле, жившего в начале XX века, и американца Жан-Мишеля Баския, родившегося на 70 лет позже. Этих двух людей из разных эпох, стран и культур все-таки объединяет кое-что общее: они оба были против стереотипов и установления границ, боролись за свободу творчества и уход от шаблонов. К сожалению, и Шиле, и Баския ушли на пике своей карьеры в 28 лет. До середины января на выставке можно увидеть полотна художников и поискать в их творчестве схожие черты.
«Караваджо. Римский период. Друзья и враги»
Музей Жакмар-Андре / до 28 января
На выставке в музее Жакмар-Андре в Париже исследуют римский период Караваджо, с 1592 года до момента его изгнания в 1606 году. Работы, которые расскажут об окружении Караваджо, его приятелях, врагах и почитателях, собраны из разных итальянских музеев, в том числе Пинакотеки Милана, Капитолийских музеев, галереи Боргезе и других.
Ретроспектива Жоана Миро
Grand Palais / до 4 февраля
«Мне кажется, произведение искусства должно быть вспышкой. Оно должно ослеплять, словно красота женщины или стихотворение», — говорил каталонский абстракционист Жоан Миро. Его работы напоминают яркие детские рисунки, а главным вдохновением художника всегда была поэзия, хотя иногда он рисовал то, что пришло к нему во сне. В парижском Grand Palais собрали около 150 работ художника, охватывающих 70 лет его творчества.
Стокгольм
—
Иван Агуэли
Тильская художественная галерея / до 10 февраля
Шведский художник Иван Агуэли дружил с русским анархистом — князем Кропоткиным, основывал тайные общества, а позже принял ислам и изменил имя на Абдул-Хади. Однако, кроме политической деятельности, Агуэли писал неповторимые пейзажи и портреты, талантливо играя со светом и тенью. На многие из его работ можно будет полюбоваться в Тильской художественной галерее вплоть до начала февраля.
Warhol 1968
Moderna Museet / до 17 февраля
Неожиданно, но первая европейская выставка Энди Уорхола прошла именно в Швеции, в Музее современного искусства, в 1968 году. Тогда ее восприняли неоднозначно, поэтому работы, собранные в этом году, а также документы из архивов рассказывают не только о творчестве художника, но и о политической и социальной картине мира 1960-х.
Милан
—
Марио Мерц и Arte Povera
Pirelli HangarBicocca / до 24 февраля
Самая масштабная выставка одного из основателей arte povera Марио Мерца проходит в миланском фонде Pirelli HangarBicocca до конца февраля. Мерц долгое время создавал инсталляции-иглу в самых разных странах. Иглу стали своеобразной аллюзией на жизнь современного человека, вынужденного «кочевать», чтобы выжить. Для выставки в Милане куратор собрал более 30 культовых работ, созданных Мерцем.
Ретроспектива Пауля Клее
Mudec / до 3 марта
В миланском музее Mudec собрали более 10 работ швейцарско-немецкого авангардиста Пауля Клее. Живописец использовал яркие краски, геометрические и этнические паттерны, иногда обращался к иероглифике и иконописи и объединял в своих работах самые разные эпохи, стили и цвета. На выставке можно проследить за творческим путем художника и постараться понять, где же он черпал вдохновение, создавая такие красочные и полные жизни произведения искусства.
Брюссель
—
Александр Беридзе. Reflexion
g3 Pop-up Art Gallery/ с 31 января
Французские ученые и нейробиологи связывают работы Александра Беридзе с исследованиями об отображении человеческого мышления в искусстве. Жан-Луи Трипон в книге «Открытие нашей ментальной жизни» заметил, что картины Александра визуализируют весь процесс мышления. В серии Reflexion 30 картин — иллюстраций к научному труду Трипона — открывают дорогу новым способам познания, ощущениям и восприятию.