Стиль
Впечатления «МЕМуары»: как готовили первую в России выставку, посвященную мемам
Стиль
Впечатления «МЕМуары»: как готовили первую в России выставку, посвященную мемам
Впечатления

«МЕМуары»: как готовили первую в России выставку, посвященную мемам

Слева:  Дмитрий Врубель, Виктория Тимофеева. «Поцелуй». 1997 год

Справа: Энди Берн, интернет-фольклор «Господи! Помоги мне выжить среди этой смертной любви. Современная версия». 2018 год

Слева:  Дмитрий Врубель, Виктория Тимофеева. «Поцелуй». 1997 год

Справа: Энди Берн, интернет-фольклор «Господи! Помоги мне выжить среди этой смертной любви. Современная версия». 2018 год

29 и 30 ноября в выставочном центре «Новый Манеж» в Москве прошла первая в стране экспозиция, посвященная интернет-феномену мема. В подготовке проекта участвовали более двадцати современных российских художников.

Вряд ли кто-то в 1993 году мог подумать, что спустя 25 лет историю современной России можно будет пересказать при помощи мемов. Тогда в нашей стране и слова такого не существовало, а явление уже вырисовывалось. К своему нынешнему, привычному нам облику оно пришло не сразу.

Сперва в неокрепшем молодом рунете возникли специальные ресурсы, концентрирующие в себе «новый народный юмор», такие как bash.org, «Лепрозорий» и «Живой журнал». Затем в 2000-х расцвели картинки-демотиваторы, которые до начала 2010-х жили в идеальных условиях соцсети «ВКонтакте». В итоге образовались мемы — лаконичные и точные «заметки» об актуальных явлениях, оформленные в самых разных жанрах, от картинок до вирусных видеороликов и арт-объектов. Они устроились в абсолютно всех уголках российского интернета и теперь просачиваются в реальную жизнь.

Вспомните неудачный бюст футболиста Криштиану Роналду авторства Мануэля Сантоша или нелепо отреставрированную фреску с Иисусом («Пушистый Иисус»), носящую статус худшей реставрации в истории искусства. Эти ярчайшие примеры слияния реальности и цифрового мира мемов подталкивают некоторых к изучению нового художественного феномена и свидетельствуют о наступлении эпохи постинтернета, когда виртуальные истории становятся частью жизни каждого человека, и наоборот.

Журналист, президент группы компаний «Михайлов и Партнеры» Марианна Максимовская занималась изучением мемов в течение года. Результатом этой работы стали «МЕМуары», первая в России выставка, посвященная мемам. Максимовская организовала ее при поддержке и участии художников Ульяны Подгорытовой, Лусине Сапонджян, Владимира Цеслера, Артема Лоскутова, Констанитна Беньковича, Recycle Group и других, а также в сотрудничестве с галереей «Триумф».

Selfie Tower.  Recycle Group, из проекта Homo Virtualis
Selfie Tower.  Recycle Group, из проекта Homo Virtualis

Закрытая экспозиция в жанре постинтернет демонстрировалась в выставочном центре Новый Манеж всего два дня. Посредством мемов здесь можно было охватить практически все исторически значимые моменты последних 25 лет, запечатленные в народной памяти. 

«Мемы — это универсальный язык XXI века. Раньше у нас были карикатуры, афоризмы, еще раньше — наскальная живопись. То есть мем — это не какая-то чистая новинка. Та сила, которую этот феномен оказывает на всех нас, конечно, огромна», — объясняла Максимовская во время экскурсии.

Инсталляция Романа Мокрова «Танцуют все!», открывавшая экспозицию, как раз демонстрировала влияние мемов на геополитическом уровне. Художник, оттолкнувшись от обсуждаемого в медиа танца премьер-министра Великобритании Терезы Мэй, собрал танцевальные выходы других героев политики «на ковре народного внимания», добавив к композиции каравай и телевизор как главный символ распространения информации в мире.

«Танцуют все!», инсталляция Романа Мокрова
«Танцуют все!», инсталляция Романа Мокрова

«Это наша попытка первого художественного исследования феномена мема. Когда мы готовили выставку, то обнаружили, что никаких подобных выставок еще не было, — рассказала Максимовская. — Так как экспозиция приурочена к юбилею агентства "Михайлов и Партнеры", ровесника новой России, образовавшегося в 1993 году вместе с "полубелым домом", мы отобрали сначала главные события и явления этих лет, потом выбрали еще более главные, ужали все это, придумали даже некоторые арт-объекты сами, и задали современным российским художникам задачу отыграть эти мемы с помощью своих работ. Это арт на основе мемов».

Примечательно, что один из участников «МЕМуаров» — Константин Бенькович накануне выставки в «Новом Манеже» установил свою работу «Крик» на Большом Москворецком мосту — перформанс, сам по себе «мемообразующий».

«Крик», Константин Бенькович  
«Крик», Константин Бенькович  

Чтобы посетителям выставки было на что опереться в процессе изучения экспонатов, организаторы установили так называемый черный куб — погруженную во мрак комнату с экраном, на котором непрерывно демонстрировались картинки-мемы последних лет. Выйти из куба, к слову, затруднительно: его воздействие оказывает гипнотизирующий эффект.

«Сейчас художники не так, как раньше, вдохновляются чем-то в жизни, а потом переносят это в интернет, а наоборот — из интернета берут что-то для офлайна в виде арт-объектов», — добавляет Марианна.

Первая часть выставки посвящена практически полностью 2018 году. Здесь нашли отражение такие события, как чемпионат мира по футболу, история с «Новичком», блокировка Telegram, московский ремонт, породивший мем «Как похорошела Москва».

Экспонаты расположены так, чтобы зритель плавно погружался в воспоминания о прошлом — ключевые мемы разных лет здесь работают как машина времени. Например, гипсовая кнопка «Перегрузки» российско-американских отношений, вдохновленная событиями 2009 года, вызывает в памяти розовую шапку-ушанку — 2015, подаренную российскими дипломатами представителю Госдепартамента США Дженнифер Псаки.

«Перегрузка». Интернет-фольклор, реализация Егора Плотникова
«Перегрузка». Интернет-фольклор, реализация Егора Плотникова

Рожденный из обращения Бориса Ельцина мем «Я устал, я ухожу» перерастает в экспозиции в мем Who is Mr. Putin, отправляя зрителя к 2000 году и операции «Преемник». Коробка из-под ксерокса буквально высится на постаменте, напоминая о событиях 1996 года, когда члены предвыборного штаба Ельцина были задержаны при попытке вынести из Дома правительства более полумиллиона долларов в коробке из-под бумаги фирмы Xerox.

Висящий на стене обрез, который, разумеется, не выстрелит, — реализация интернет-фольклора, пришедшего из культового фильма Алексея Балабанова «Брат». На оружии красуется гравировка: «В чем сила, брат?» — «В постправде».

Экскурсию по 25-летию страны завершали плакат Андрея Логвина «Жизнь удалась» 1997 года и фотография Белого дома от группы Electroboutique с огромной надписью «Свобода» на фасаде — опьяняющий символ начала 1990-х.

Экспозиция «МЕМуары» действительно оказалась первой в своем роде: другие попытки запечатлеть феномен мема в галереях ограничивались демонстрацией актуального интернет-творчества, лишенного отражения в арт-проектах.

Авторам выставки и ее участникам удалось создать настоящий художественный гипертекст, постмодернистский учебник истории, где вместо бесконечных имен и дат в компактную форму мемов собраны целые главы из жизни аналогового общества, которое уже нельзя отделить от цифрового мира.