Стиль
Впечатления Современное искусство как оно есть: что такое ярмарка viennacontemporary
Стиль
Впечатления Современное искусство как оно есть: что такое ярмарка viennacontemporary
Впечатления

Современное искусство как оно есть: что такое ярмарка viennacontemporary

Фото: flickr.com/photos/viennacontemporary
C 27 по 30 сентября в Вене прошла ежегодная ярмарка viennacontemporary. «РБК Стиль» съездил в австрийскую столицу, чтобы разобраться, в чем ее отличие от других арт-ярмарок мира, а также выяснить, причем тут швейцарский Давос.

Внешне невозмутимый монументальный павильон Marx Halle гудит внутри. Через день здесь открывается арт-ярмарка viennacontemporary, так что монтаж идет полным ходом. Совсем скоро ко входу протянется узкая красная дорожка — своеобразная тропинка в мир современного искусства, — а работы художников замрут на стенах стендов в ожидании коллекционеров, журналистов и любителей искусства, но пока спокойствия здесь лучше не искать. В Marx Halle (в конце XIX века он был выстроен в качестве рынка крупного рогатого скота) viennacontemporary проходит уже в четвертый раз, строго в последнюю неделю сентября. Возможность проведения ярмарки каждый год в одно и то же время была одной из основных причин переезда сюда, и заключенный недавно с Marx Halle на ближайшие десять лет договор позволяет говорить о стабильности. С необходимой в вопросе организации таких событий точностью не поспоришь: расписание у галеристов и коллекционеров плотное, а на то, чтобы в нем значиться, венская ярмарка претендует уже давно.

Павильон Marx Halle
Павильон Marx Halle

Viennacontemporary не стремится стать вторым Art Basel, у нее другие цели. С одной стороны, это фокус на Восточную Европу и регионы, с другой — желание представить молодое австрийское искусство. Владелец и председатель правления ярмарки Дмитрий Аксенов придумал весьма точное сравнение, вспомнив на пресс-конференции по случаю открытия швейцарский Давос и его экономический форум. Вена, по мнению Аксенова, имеет все шансы, чтобы стать «культурным Давосом», где международная интеллектуальная элита собирается ежегодно, чтобы посмотреть на происходящие с культурой изменения и обсудить их.

И если в прошлом году в viennacontemporary участвовало 100 галерей, в этом их собралось уже 118. Прогуливаясь между стендами, можно запросто поиграть в «города». Работы на ярмарку приехали из 27 стран, так что привычными Берлином, Парижем или Лондоном дело не ограничивается. Среди стран-участниц можно заметить и восточноевропейские Румынию, Венгрию, Болгарию, Польшу и, например, гостью из Азии Южную Корею.

Фото: flickr.com/photos/viennacontemporary/

В каком-то смысле ярмарка вобрала черты, присущие самой Вене. Город имперского величия и культуры в самых разных ее проявлениях (вспомним для наглядности о том, что это город сецессионистов и акционистов, Йозефа Гайдна и Густава Малера, Франца Шуберта и Альбана Берга, Фриденсрайха Хундертвассера и Адольфа Лооса), он хоть и гордится своим прошлым, при этом нисколько им не живет. Прочно обосновавшись в лидерах рейтинга самых комфортных городов мира, Вена не претендует на то, чтобы быть самой модной или утонченной, а просто позволяет жить так, как тебе хочется, предлагая десятки музеев с важными выставками (чего стоит одна только ретроспектива Питера Брейгеля-старшего, открывшаяся на днях в Музее истории искусств) и парков, концертов, фестивалей и гастрономических впечатлений: от знаменитых исторических венских кафе до новых ресторанов из гида Michelin.

Так и viennacontemporary своей программой показывает, что может быть очень разной. Ориентируясь на молодые галереи и новые имена, она, тем не менее, год от года представляет и крупных игроков рынка. Делая ставку не столько на расширение, сколько на углубление, не забывает о коммуникации и своей просветительской функции. Например, каждый раз viennacontemporary выбирает страну, на которой делает фокус. В прошлом году была Венгрия, в этом — Армения и семь ее молодых художников, отобранных куратором Соной Степанян.

Выбор страны удивительным можно считать едва ли — так сильно приковано к ней сегодня внимание всего мира. Здесь впору вспомнить о заявленном Дмитрием Аксеновым «культурном Давосе». Современное искусство следит за мировой повесткой, стремительно реагируя на нее, а Viennacontemporary не отстает, предлагая обсудить многие вопросы, включая, к примеру, национальную идентичность или взаимосвязь между всеобщей диджитализацией и искусством.

Коммуникация, в свою очередь, проявляется и в серии специальных дискуссий, и в тесной связи с главными культурными институциями города.

118 галерей-участниц рассредоточились по всему пространству Marx-Halle, предлагая каждому проложить собственный вариант маршрута. Недалеко от входа расположилась крупная венская Galerie Krinzinger, внимание к которой привлекает полотно немца Джонатана Меезе, удачно поместившееся на внешней стороне стенда. Через свои работы Меезе призывает установить единственный допустимый диктат — диктат искусства, а для весомости аргументов использует холсты побольше и краски поярче.

Другая крупная галерея — зальцбургская Thaddaeus Ropac — тоже сделала ставку на громкие имена, которых в ее распоряжении предостаточно. Встречает гостей стенда одна из самых, пожалуй, дорогих работ всей viennacontemporary — «Без названия» (Роза, 22 ноября, 2017) Роберта Лонго, которого москвичи хорошо помнят по недавней большой ретроспективе в музее современного искусства «Гараж».

Роберт Лонго. «Без названия» (Роза, 22 ноября, 2017)
Роберт Лонго. «Без названия» (Роза, 22 ноября, 2017)

Возможность стать обладателем этого рисунка американского художника приравнивалась к 600 000 евро. Здесь же можно было прицениться к произведениям британского скульптора Тони Крэгга, австрийского самоучки Арнульфа Райнера, пакистанца Имрана Куреши и, наконец, живого классика Георга Базелица.

Галерея Thaddaeus Ropac на viennacontemporary 2018
Галерея Thaddaeus Ropac на viennacontemporary 2018

Оммаж другому классику – Альберто Джакометти – бросался в глаза на стенде галереи Balzer Projects, приехавшей в Вену из Базеля. Весь он был отдан художнику Павлу Ферусу. Он родился в Польше, но позже вместе с семьей переехал в Швейцарию, где выучился на резчика по камню. В своих ироничных работах он соединяет абстрактное с фигуративным, используя в качестве материалов не только гипс или бетон, но также, к примеру, банки с солеными огурцами. Выходец из Восточной Европы, он размышляет над разницей менталитетов, ни на минуту не забывая о юморе. Так в его искусстве появляются реди-мейды, частью которых становятся не только уже названные огурцы, но водка и сигареты, помноженные на гипсовую голову австрийского художника Франца Веста.

Стенд, полностью посвященный одному автору, — скорее исключение из правил. Основатель галереи Изабель Балцер не отрицает того, что это риск, но в то же время признает, что риск оправданный. Небольшое пространство больше напоминает полноценную выставку, чем стенд на ярмарке, и предлагает западной Европе разобраться в особенностях восточноевропейского менталитета.

Самой мобильной галереей viennacontemporary точно можно считать «Пальто» Александра Петрелли. Проект, хорошо знакомый русской публике, посетил ярмарку впервые. Экспозиция привычно уместилась на подкладе модного пальто своего основателя и вызвала у пришедших на вернисаж немало восторгов — для предпоказа Петрелли выбрал работы арт-группы Gelatin.

Галерея «Пальто» на viennacontemporary 2018
Галерея «Пальто» на viennacontemporary 2018

Тем временем на стенде Aksenov Family Foundation решили поговорить о взаимоотношениях между чувством и разумом. Курировал проект Стас Шурипа, отобравший работы нескольких выпускников Института Проблем Современного Искусства этого года. К примеру, Александра Сырбу размышляла о ценностях. Ее About Values предлагает посмотреть видео, на котором лепит вареники бабушка художницы, а потом, задумавшись о преемственности поколений, оценить их фарфоровые копии, сделанные самой Александрой. По-своему осмыслял чувственное и разумное нобелевский лауреат, физик Константин Новоселов, миру искусств больше известный как Костя. Этим летом он участвовал в проходившей в Эрмитаже выставке «Инновация как художественный прием». Работа под названием «Новая музыка» выполнена на рисовой бумаге графеном, за изобретение которого Новоселов и получил Нобелевскую премию. Разглядывая изображенные на ней символы, можно услышать звук барабанов — это видео Виктора Алимпиева «Злая земля», основой которого стал проведенный в Новом пространстве Театра Наций перформанс. К слову, впервые Алимпиев пустил на него зрителей, превратив из подготовительной части производства видеоинсталляции в самостоятельное событие.

Виктор Алимпиев
Виктор Алимпиев

Сейчас уже можно говорить о том, что венской ярмарке удалось занять свою нишу. Это подтверждают слова не только ее арт-директора Кристины Штейнбрехер-Пфандт, но галеристов и коллекционеров. Для самой же Кристины текущий выпуск vienacontemporary стал последним. О том, что из Вены она перебирается в Сан-Франциско, на пресс-конференции Штейнбрехер-Пфандт рассказывала, едва сдерживая слезы. И в словах о том, что за годы команда организаторов стала единым целым, не было позы. В конце концов, и в арт-мире место семейным отношениям тоже есть.