От 90-60-90 до бодипозитива: как менялась Барби
Однажды Рут Хэндлер, жена основателя компании по производству игрушек Mattel, наблюдала за тем, как ее дочь с подругами играла в куклы. Девочкам надоело нянчить пупсов, в виде которых в начале 1950-х годов выпускалось большинство игрушек для девочек в США. Им они предпочли дешевых картонных кукол, изображавших взрослых женщин. Им можно было вырезать из бумаги новые наряды, а в игре моделировать ситуации, которые могли бы произойти с девочками в будущем. Неожиданно Рут Хэндлер вспомнила поездку 1956 года в Швейцарию. Там в одном из баров она увидела необычную по тем временам куклу Лилли. У нее были длинные ноги, пышная грудь, волнистые волосы, она ярко красила губы и подводила глаза. Изначально Лилли была героиней комиксов газеты Bild-Zeitung, но вскоре получила и физическое воплощение. Кстати, сначала кукла была игрушкой для взрослых и продавалась в табачных лавках и питейных заведениях. Мужчины сажали Лилли на приборную панель своих машин или вешали на зеркало заднего вида. Но вскоре играть в Лилли захотели и школьницы.
Рут Хэндлер поняла, что именно такой куклы не хватает в США. Из Швейцарии она привезла три образца Лилли, а спустя три года представила свою версию игрушки. Впервые Барби была показана в Нью-Йорке 9 марта 1959 года. Кукла получила имя в честь дочери Рут — Барбары. Продавать новинку решено было в двух версиях — блондинка и брюнетка. Обе были одеты в купальники в полоску и стоили всего по $ 3. Правда, путь в массы у Барби не был легким. Американские родители раскритиковали куклу и назвали ее чересчур вульгарной. Но это не смутило Рут. Она запустила рекламу Барби на телевидении, после чего продажи резко пошли вверх.
Сменить профессию и цвет кожи
Шестидесятые принесли Рут Хэндлер миллионы долларов дохода и сделали ее одной из самых известных женщин в Америке. А в 1970 году Ричард Никсон даже назначил предпринимательницу членом консультативного совета по делам бизнеса при президенте США. Тем временем созданная ею кукла начала меняться, чтобы отвечать запросам времени.
В начале 1960-х США были еще весьма патриархальными. Многие женщины не работали и занимались хозяйством, а чтобы открыть собственный счет в банке, им нужно было разрешение мужа. Но женщины хотели большего. Вместе с ними Барби стала активно осваивать разные профессии — художника-модельера, балерины, няни, медсестры и даже астронавта. Кстати, в начале девяностых в продаже появилась Барби — кандидат в президенты.
Еще одним прорывом стало появление в 1967 году темнокожей куклы Френси. Причем компания Mattel выпустила ее за год до того, как Верховный суд США признал незаконной сегрегацию темнокожих.
В последующие десятилетия Барби меняла оттенки кожи и вероисповедание. Так, в 2017 году компания представила первую в истории Барби в хиджабе. Ее прототипом стала американская фехтовальщица-саблистка Ибтихадж Мухаммад. Она родилась в США в мусульманской семье, а в 2016 году на летних Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро стала первой в истории американкой, соревновавшейся в хиджабе.
Прощай, осиная талия
За время существования эволюционировал и внешний вид куклы. Нападки на ее пропорции начались вскоре после появления Барби. Одна из американских газет тогда провела расчеты и вычислила, что девушка с параметрами, как у популярной куклы, могла бы передвигаться только на четвереньках. Барби обвиняли в пропаганде анорексии и прививании девочкам превратных представлений о красоте. Это привело к тому, что в конце девяностых в ряде американских штатов куклу запретили в местных детских садах.
Превращать Барби в простую девушку первыми стали энтузиасты из разных уголков планеты. В начале 2010-х австралийская художница Соня Синг запустила проект Tree Change Dolls. В комиссионных магазинах она покупала старых кукол и стирала их яркий макияж. После чего снимала с них вызывающие наряды и переодевала игрушки в одежду, которую вязала ее мать. Синг не была единственной, кто хотел видеть Барби более реалистичной.
В 2014 году американский дизайнер Николай Лемм представил аналог Барби с более традиционными женскими параметрами. Кроме того, у его куклы были целлюлит и акне, но не было макияжа, сообщал The Washington Post. Средства на производство Лэммили, а именного так дизайнер назвал куклу, он собирал через краудфандинговую платформу Kickstarter. И вместо желаемых $ 95 тыс. получил более полумиллиона. А число заказов на Лэммили исчислялось десятками тысяч.
Что касается Mattel, менять внешность Барби и делать ее более реалистичной в компании решились лишь недавно. В январе 2016 года были представлены куклы в новых версиях телосложения — высокая, низкая и пухленькая. А незадолго до этого появилась возможность выбирать один из семи оттенков кожи, а также цвет глаз и волос игрушки. Барби-пышка даже попала на обложку журнала Time. Шаг, сделанный Mattel в сторону бодипозитива и изменения стандартов женской красоты, американский еженедельник назвал главной переменой, произошедшей с Барби за последние 57 лет (barbie-new-body-cover-story). Кукла могла менять цвет помады и наряды, но неизменной оставалась осиная талия.
При этом Time отмечал, что Mattel пошла на большой риск. «Барби больше, чем просто кукла. Компания Mattel ежегодно зарабатывает на продажах около $ 1 млрд в 150 странах мира, у 92 % американских девочек в возрасте от 3 до 12 лет есть Барби. Она оставалась синонимом американской красоты для нескольких поколений», — писал Time. Но время меняется, и меняются его стандарты. И Барби, как и полвека назад, пытается за ними поспеть.