Стиль
Впечатления Нью-йоркский МоМА в Париже: ретроспектива не художника, но музея
Стиль
Впечатления Нью-йоркский МоМА в Париже: ретроспектива не художника, но музея
Впечатления

Нью-йоркский МоМА в Париже: ретроспектива не художника, но музея

Фото: пресс-служба выставки «Etre Moderne: Le MoMA à Paris»
11 октября Фонд Louis Vuitton откроет выставку «Etre Moderne: Le MoMA à Paris». На этой ретроспективе больше 200 шедевров, представляющих коллекцию МоМА с основания до наших дней. И здесь можно понять, как радикально музеи искусства изменятся в будущем.

Выставка хороша по двум причинам. Первая — в мире три главных музея современного искусства — Помпиду, Тейт и МоМA, и если две коллекции оказались в одном городе — это шанс их сравнить: есть ли разница в том, как искусство ХХ века показывают французы и американцы? И те, и другие до последнего времени строили экспозиции по хронологии. И у тех, и у других тот же набор авторов и направлений (абстракционизм, сюрреализм, дадаизм, абстрактный экспрессионизм, поп-арт, минимализм). Но не может же быть, что МоМA, основанный в 1929-м, и Помпиду 1977 года рождения представляют себе историю искусств одинаково? Надо разобраться.

Вторая причина: «Etre Moderne: Le MoMA à Paris» — чудесное место, чтобы представить будущее музеев. Скоро исчезнут залы, в которых направления последовательно сменяют друг друга и история разворачивается стройно и логично. На их месте будут экспозиции, в которых разные виды искусства из разных десятилетий будут вперемешку. Почему? Из-за постколониальной теории. Это актуальное направление культурологии. Оно говорит, что белые гетеросексуальные мужчины, которые столетиями писали историю, многого не замечали — дискриминации, притеснения и проблем меньшинств. А если прислушаться к голосам жителей Африки, женщин и «аутсайдеров», окажется, что они рассказывают много альтернативных версий истории. И их-то теперь и будут пытаться представить музеи.

1 | Поль Синьяк, Opus 217. Portrait of M. Félix Fénéon, 1890 год
2 | Элсворт Келли, Colors for a Large Wall, 1953 год
3 | Синди Шерман, Untitled Film Still #17, 1978 год
4 | Брюс Науман, Human/Need/Desire, 1983 год
5 | Энди Уорхол, Double Elvis, 1963 год
6 | Рой Лихтенштейн, Drowning Girl, 1963 год
1 | Поль Синьяк, Opus 217. Portrait of M. Félix Fénéon, 1890 год
2 | Элсворт Келли, Colors for a Large Wall, 1953 год
3 | Синди Шерман, Untitled Film Still #17, 1978 год
4 | Брюс Науман, Human/Need/Desire, 1983 год
5 | Энди Уорхол, Double Elvis, 1963 год
6 | Рой Лихтенштейн, Drowning Girl, 1963 год

Да, смотреть на это сначала будет тяжело. Да, неясно будет, зачем разрушать стройный рассказ и устраивать хаос. Но это — на первый взгляд. Потом окажется, что сотни разбросанных кусочков пазлов позволяют собрать более полную и интересную картину мира. При чем тут выставка МоМА в Фонде Louis Vuitton? Она представляет переходный период. В ней залы со стилями все еще расположены «по порядку», но в них уже представлены не только европейцы и американцы (Пикассо, Бранкузи, Климт, Матисс, Арбус, Хоппер, Уорхол, де Кунинг, Стелла), но еще и египтяне, турки и другие традиционно исключенные из нарратива авторы. И инсталляции сосуществуют в одних залах с живописью и компьютерными играми. Так что «Etre Moderne: Le MoMA à Paris» нужно увидеть, чтобы не растеряться в музеях лет через пять, когда экспозиции изменятся до неузнаваемости.