Что такое «сюрреалистический ужин» и почему о нем мечтают
Вечером 4-го октября в Реймсе Louis Roederer дал ужин по случаю собственного 241-летнего юбилея. Сюр? Абсолютный! Концепция мероприятия, устроенного силами приглашенного бельгийского дизайнера Чарльза Кайсина и бельгийского же шефа, обладателя мишленовской звезды Давида Мартина, так и называлась — «Сюрреалистический ужин». Подобные архитектор и дизайнер, выпускник школы Рона Арада и ученик Жана Нувеля, Кайсин уже устраивал для Hermès и Rolls-Royce (собственно, поэтому именно его и пригласили организовать мероприятие), но никогда для 180 гостей — рекорд до этого был 100 с небольшим гостей в Лондоне на Rolls-Royce. Так что впервые сюрреализм достиг такого масштаба. Все блюда под аккомпанемент винтажных шампанских презентовала знаменитая во Франции актриса и автор сценариев Армель, еду выносили перформеры-официанты, переоблачавшиеся к каждой подаче (то они были фермерами в соломенных шляпах, то надевали маску в виде исторического здания Louis Roederer, в котором проходило действо, то облачались в костюмы из золотой фольги).
Между сменами блюд — ходулисты, музыкальные композиции, отыгранные на бокалах, и оперные арии. Но одним из главных сюрреалистических действий было то, что приглашенных, даже если это была пара муж и жена, рассаживали по разным концам стола, заставляя вспомнить забытое — общение. Так директор Palais de Tokyo заводил дружбу с популярным бразильским актером, а художник из Нью-Йорка — с главой французского рекламного агентства. «РБК Стиль», ставший единственным российским изданием (спасибо компании Simple), приглашенным на «Сюрреалистический ужин», завел дружбу и с главой Louis Roederer Фредериком Рузо и расспросил его, что это за странный юбилей и зачем его компании все это нужно.
— Почему вы решили отметить 241-летие вместо 240-летия?
— Ну были и объективные причины — мы не очень были готовы отметить 240-летие, не было достойной идеи, а потом мы вспомнили, что всегда стремились быть оригинальными, отличаться и подумали: а почему бы не отметить 241 год компании с размахом вместо 240-летнего юбилея. Отличная, на самом деле идея, чтобы продолжить традицию быть неординарными, снять шляпу перед моими предками.
— Сюрреализм в такой истории кажется очень органичным, но как он появился? Вы бывали на предыдущих ужинах, которые устраивал Кайсин?
— Нет, не бывал. Идея сюрреалистического ужина родилась из того, что я хотел устроить какой-нибудь необычный ужин. Потому что на ужине даже с самыми прекрасными напитками и едой люди могут начать скучать через полчаса. Мне же хотелось действа. Причем действа совершенно безумного, частью которого станет Louis Roederer. Хотелось магии — и, мне кажется, получилось.
— Вы впервые все увидели на самом ужине или были на репетициях?
— Они мне не давали ничего посмотреть! Какие-то отдельные костюмы только и вещи такого плана. Так что для меня, как и для всех моих гостей, вчерашний вечер был полным сюрпризом.
— Вы представитель уже седьмого поколения семьи, владеющего Louis Roederer. Насколько легко или тяжело работать с семьей и иметь семейную компанию сегодня?
— Я вижу одни плюсы! Конечно, отношения между родственниками бывают разными, но у нас все очень комфортно. В компании сейчас двое членов нашей семьи.
— А ваши дети, как думаете, продолжат дело?
— Они пока для этого слишком маленькие, но мне хотелось бы. Конечно, все зависит от того, захотят ли они этого сами по-настоящему.
— Вы когда поняли, что по-настоящему хотите?
— Довольно поздно — в 30 лет. Понял, что мне интересно этим заняться и главное — что я могу привнести в компанию что-то новое, улучшить ее. И кстати, я немножко обманул вас, говоря, что работать с семьей одно удовольствие: в 20 лет я бы и не подумал работать со своим отцом! Не так-то это и просто работать с семьей! Но любые трудности можно преодолеть, если есть общее видение будущего. Это важно.
— В 2011-м вы основали Louis Roederer Art Foundation. Зачем? И почему вообще считаете помощь искусству важной?
— Для нашей семьи — это традиция, мы из поколения в поколение занимаемся патронажем различных видов искусств, мы меценаты, коллекционеры.
Еще у Луи Родерера была впечатляющая библиотека, коллекция редких книг, — они, к сожалению, были утрачены со временем. В нашей современной истории немало культурных проектов — так, мы уже 20 лет спонсируем фотоколлекцию Национальной библиотеки Франции. Мы делали это напрямую как Louis Roederer, а несколько лет назад решили организовать фонд поддержки культуры и искусства. Так появился Louis Roederer Art Foundation. И фонд уже патронировал немало интересного — мы стали партнерами Palais de Tokyo и Grand Palais. В Гран-Пале, например, сейчас идет прекрасная выставка Ирвина Пенна, как раз при нашей поддержке.
— Вы сами коллекционируете искусство?
— Не назвал бы это коллекцией. Приобретаю какие-то предметы искусства и дизайн-объекты, которые мне нравятся. От фотографий до мебели. Я вообще покупаю то, что мне нравится. Так, например, у меня появилась «Феррари» 1968 года.
— Какая модель?
— 365. Я полностью ее отреставрировал. То, как я ее купил, вообще забавная история. Она принадлежала другу моих дедушки с бабушкой. Я был ребенком, когда впервые увидел эту машину и просто замер от восторга. Спустя какое-то время ее купил мой дядя, я стал видеть машину моей мечты чаще. И однажды, когда он решил ее продать, разумеется, я моментально ее выкупил. Дядя мне ее еще на свадьбу одалживал, так что для меня это еще и сентиментальная история.
— В каких-нибудь ралли олдтаймеров на ней участвуете?
— Нет, просто езжу время от времени в свое удовольствие. Хотя мероприятия с олдтаймерами бывают очень интересными. Тот же Concorso d'Eleganza, с которым мы сотрудничаем как компания — парад невероятной красоты и элегантности.
— В 1997-м к 30-летию своей работы в компании ваш отец устроил Dinner Cristal del Trente в Париже, на который позвал 30 глав ведущих винных компаний, а на следующий день устроил еще и дегустацию. После сюрреалистического ужина не хотите устроить такой?
— Слушайте, а какая прекрасная идея! Надо бы и правда повторить. Есть одно но — я только 22 года в компании, надо дождаться 30-летнего стажа и устроить что-то подобное.