Правила «Грэмми»: почему победила Адель, а не Бейонсе
Прошедшая в Лос-Анджелесе 59-я церемония вручения премии «Грэмми» закончилась скандалом. В результате голосования «Грэмми»-академиков белая поп-королева победила черную: британская певица Адель получила пять золотых граммофонов, включая самую престижную «Альбом года» за выпущенный под конец 2015-го «25», а высоко оцененный критикой и претендовавший на ту же награду «Lemonade» Бейонсе, считавшейся главной фавориткой, был отмечен в менее почетной жанровой категории «Лучший современный урбан-альбом». Даже сама Адель была удивлена таким решением, со сцены призналась в любви к Бейонсе, разломала статуэтку и предложила вторую половину беременной двойней R&B-диве.
Интернет и пресса откликнулись на неожиданные результаты премии вихрем постов и статей, в которых обвиняли американскую академию звукозаписывающих искусств и наук (NARAS) в расизме. Действительно, большая часть членов академии — немолодые белые мужчины, и за историю «Грэмми» вырисовывается подозрительная статистика: чернокожие артисты получают наиболее престижные награды премии значительно реже, чем белые. Последним афроамериканским музыкантом, удостоившимся статуэтки за «Альбом года», был джазовый гуру Херби Хэнкок, который получил ее в 2008-м. И еще сложнее получить «Грэмми» афроамериканской женщине. Всего три таких артистки становились лауреатами премии за ее почти 60-летнюю историю: Лорин Хилл, Натали Коул и Уитни Хьюстон. Можно вспомнить также, что в 2015-м Бейонсе проиграла в этой номинации белому мужчине — непредсказуемому рок-барду Беку (что тогда дало повод для расистских обвинений в адрес «Грэмми»-академиков известному медиаскандалисту Канье Уэсту), и вот уже у нас на руках почти готовая теория заговора.
Президент академии NARAS Нил Портноу (белый, 69 лет) отрицает обвинения в расизме ее участников как несостоятельные. Мол, в академии около 14 тыс. членов, уважаемых профессионалов индустрии. Каждый голосует независимо — трудно заподозрить их в сговоре или в том, что добрая половина из них тайно симпатизирует Ку-клукс-клану. Нил Портноу заявляет, что даже коммерческие успехи оцениваемых музыкальных произведений для американских академиков не имеют приоритета. Хотя можно было предположить, что Адель победила Бейонсе просто потому, что ее пластинка лучше продавалась — и в целом по миру, и даже в США. У «25» был общий американский тираж более чем в 10 млн экземпляров, у «Lemonade» не было и 2 млн. Причина в том, что Адель не дала выкладывать свою пластинку в стриминговые сервисы вроде Spotify.
Думается, что дело не в расизме, а в том, что в общей массе у американских музыкальных академиков консервативные вкусы, поэтому острому высказыванию на противоречивые темы, как у Бейонсе в «Lemonade», они предпочли добротную пластинку сердечных баллад, как у Адель. Причина не в том, что США под руководством Дональда Трампа сейчас легли на политический курс консерватизма. Если внимательно изучить историю «Грэмми», члены этой академии всегда поступали так. Самые революционные и смело меняющие музыкальный ландшафт артисты, как правило, получали «Грэмми» постфактум — по совокупности заслуг. К примеру, The Beatles пять раз были номинированы на американскую премию за «Альбом года», а приз получили однажды, в 1968-м за свою восьмую (!) пластинку, безоговорочно эпохальную «Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band». Ее трудно было проигнорировать, поэтому она и стала первым (!!) рок-альбомом, отмеченным «Грэмми», притом что в роке на тот момент уже сменилось третье поколение музыкантов.
А великий поп-трендсеттер Дэвид Боуи, который посмертно стал триумфатором 59-й «Грэмми» наравне с Адель, получив пять статуэток за «Blackstar», при жизни выигрывал эту награду однажды — в 1984-м за лучшее короткометражное видео «Jazzin for Blue Jean».
Так что Бейонсе дождется законно причитающегося ей «Грэмми»-триумфа, когда станет старой и предсказуемой.