Стиль
Впечатления Зачем инвестировать в африканское искусство и комиксы
Впечатления

Зачем инвестировать в африканское искусство и комиксы

С 21 по 29 января в Брюсселе пройдет арт-ярмарка BRAFA. Для одних это возможность пополнить коллекцию, для других — увидеть произведения всех жанров и эпох, обычно рассредоточенные по музеям. Краткий гид по ярмарке составила местный житель Юлия Пешкова.

Бельгийская BRAFA — одна из старейших ярмарок искусства в Европе — в этом году пройдет в 62-й раз. В последние годы она прописалась в Tour & Taxis, бывшем почтово-сортировочном комплексе недалеко от центра города. Если сравнивать BRAFA с конкурентами из соседних стран, то она менее пафосная, чем парижская Биеннале антикваров, и более камерная, чем голландский TEFAF. Хотя маленькой ее не назовешь: чтобы спокойно осмотреть стенды 132 галерей, понадобится как минимум полдня. Президент ярмарки Харольд Т'Кинт де Роденбеке сравнивает ее с кунсткамерой. Как и в этих предшественниках музеев, наполненных всем, что приглянулось хозяину, здесь есть живопись и графика разных эпох, антикварная мебель и современный дизайн, старинные монеты и книги, античная скульптура и китайские вазы, ювелирные украшения и африканские тотемы. Такое смешение типично для ярмарок искусства, но у бельгийской есть свои особенности.

Рене Магритт. «Nocturne​»
Рене Магритт. «Nocturne​»

Во-первых, BRAFA дает прекрасный шанс познакомиться с бельгийским искусством, которое известно у нас несколько однобоко. Кроме Магритта (галерея Stern Pissarro) на ярмарке будет представлен второй великий сюрреалист Поль Дельво (на стенде президента Harold t'Kint de Roodenbeke Gallery) и работы художников «латемской школы» начала ХХ века (галереи Oscar De Vos и Francis Maere Fine Arts). Стенд антверпенской галереи Jamar предлагает краткий вводный курс в бельгийское искусство ХХ века, от символистов Леона Спиллиарта и Джеймса Энсора через Панамаренко и Пьера Алешински до мастера на все руки Яна Фабра. Что касается фламандцев XV-XVIII, то первые имена встречаются все реже, но обязательно что-нибудь покажут галереи Kunstberatung, Florence de Voldère и Costermans.

Еще одна сильная сторона BRAFA — неевропейское искусство, то есть искусство племен Африки, Океании и Доколумбовой Америки. Этой теме посвящено около 10% ярмарки, и в ней участвуют почти все лидеры рынка — Claes, Bernard de Grunne, Mermoz, Pierre Dartevelle, Deletaille и др. Большая часть галерей — местные. Что неудивительно: за почти 80 лет владения огромным Конго бельгийцы успели стать специалистами в примитивном африканском искусстве.

Эрже. Портрет профессора Турнесоля, 1968​

Эрже. Портрет профессора Турнесоля, 1968​

Если бельгийских художников и примитивное искусство можно встретить на других ярмарках, то комиксы — эксклюзив BRAFA, причем уже лет десять. Бельгия — один из главных поставщиков и потребителей комиксов, поэтому к «девятому искусству» тут относятся серьезно. Оригинальные рисунки, особенно таких классиков как Эрже, продаются в галереях и стоят немалых денег. На BRAFA комиксы представляют две галереи — Belgian Fine Comic Strip Gallery и Huberty & Breyne.

Эрже. Реклама «Chicoree Pacha/Pacha Chicorei», 1935

Эрже. Реклама «Chicoree Pacha/Pacha Chicorei», 1935

Екатерина де Рошамбо-Лимонад, представитель BRAFA в России, считает, что комиксы и неевропейское искусство интересны с точки зрения инвестиций: «Эти направления вызывают предубеждение у российских коллекционеров, а между тем они чувствуют себя уверенно даже в кризис и набирают обороты, устанавливая мировые рекорды». Например, обложка альбома о Тинтине «Таинственная звезда» была продана два года назад на BRAFA за €2,5 млн, а на недавних торгах Artcurial рисунки того же Эрже ушли за €2,6 млн. «Важно отметить, — добавляет Екатерина, — что рост цен в этих областях объясняется интересом настоящих покупателей-коллекционеров, а не спекулятивной стратегией арт-дилеров и галеристов. На цену также влияют выставки в крупных музеях». Только что закончилась ретроспектива Эрже в парижском Гран Пале, а в Музее на набережной Бранли скоро откроется выставка «Примитивный Пикассо», раскрывающая влияние неевропейского искусства на главного художника ХХ века. А это значит, что интерес к этим направлениям высок, и цены будут расти.

Франческо Клементе. Портрет Кристи Терлингтон 

Хэнк Уиллис Томас. «Lightsaber (Diamond)», 2013

Франческо Клементе. Портрет Кристи Терлингтон 

Хэнк Уиллис Томас. «Lightsaber (Diamond)», 2013

В этом году BRAFA усилила направление «современное искусство». К старым участникам (не пропустите стенд Gui Pieters, «бельгийского Гагосяна») добавилось сразу пять галерей. А вот дизайн, от ар-деко до наших дней, всегда был неплохо представлен. Среди хитов будущей выставки — лакированный столик Жана Дюнана (Mathivet), культовый стеллаж Этторе Соттсасса (Le Beau), уникальный шкаф Джо Понти (Robertaebasta), диван Джорджа Накашимы (Frank Landau) и великолепное серебро ар-деко (Francis Janssens van der Maelen). Не забыты и любители мебели постарше. Обязательно стоит зайти к галереям Le Couvent des Ursulines и Steinitz, которые не только представляют мебель музейного уровня, но и старательно оформляют стенды, будто это не временная конструкция, а жилой дом на века. В плане дизайна интересен и стенд главного бельгийского декоратора Акселя Вервордта, который так умело мешает стили и эпохи, что не всегда сразу отличишь античную вазу от современной скульптуры, а африканскую мебель от дизайнерской. Ну и мой личный любимец — гобеленовая мануфактура De Wit, которая в этом году представит очень необычный экземпляр («Листья капусты и птицы», XVI век).

Кабинет авторства Джо Понти из шпона ореха с латунными деталями и декоративными элементами alla Pompeiana, 1932

Кабинет авторства Джо Понти из шпона ореха с латунными деталями и декоративными элементами alla Pompeiana, 1932

Углубить знания, полученные на BRAFA, можно в бельгийских музеях. Начать нужно с Холма искусств в Брюсселе с тремя главными музеями: «Старых мастеров» (Мемлинг, Босх, Рубенс, ван Дейк и, главное, семь шедевров Питера Брейгеля Старшего), «Конца века» (мало знакомые нам бельгийцы конца XIX – начала XX века) и «Магритта». В соседнем арт-центре Bozar до 22 января показывают современную народную живопись Конго — интересно сравнить ее с племенным искусством с BRAFA. Скромная, но весьма показательная коллекция бельгийского искусства собрана в Музее Иксель. За декоративно-прикладным европейским искусством (в том числе фламандскими гобеленами, готическими алтарями и керамикой ар-нуво), а также археологией, неевропейским и азиатским искусством нужно идти в Музей Пятидесятилетия. Любителей интерьеров ар деко ждут два частных музея — вилла Ампан с выставкой «Decor» (о декоративной стороне искусства — важная для коллекционеров тема!) и музей четы ван Бюрен, без выставки, но с хорошей постоянной коллекцией живописи. Стиль ар-нуво предстанет во всем своем великолепии в доме-музее Виктора Орта, основоположника этого стиля в архитектуре.

Бельгия маленькая, за тридцать-сорок минут можно доехать до любого города. За фламандской живописью, понятное дело, нужно ехать во Фландрию. За Рубенсом — в Антверпен, в его собственный дом и Собор. Несколько «брейгелей» хранит музей антверпенского коллекционера Майера ван ден Берга. Шесть шедевров Мемлинга собраны в госпитале св. Иоанна в Брюгге. Там же, в музее Грунинге, продолжаем знакомство с фламандскими примитивистами и латемской школой. Mu.ZEE в курортном Остенде скрывает великолепную коллекцию бельгийского искусства XIX-XX века. Те, кто заинтересовался Полем Дельво, могут съездить на море в Синт-Идесбалд, где художник провел последние годы и открыл свой музей. Поклонникам Фелисиена Ропса путь в Намюр, в его дом-музей. В новом музее La Boverie в Льеже собраны лучшие франкоязычные художники и до 19 февраля проходит выставка «21 rue la Boétie», битком набитая шедеврами (Матисс, Пикассо, Брак, Леже и др.). Все это — лишь базовый список. А сколько еще небольших музеев, частных арт-центров и галерей. Искусство в Бельгии поглощают с не меньшей страстью, чем пиво и шоколад.