Стиль
Впечатления 8 топ-лотов недели русского искусства в Лондоне
Стиль
Впечатления 8 топ-лотов недели русского искусства в Лондоне
Впечатления

8 топ-лотов недели русского искусства в Лондоне

Иван Шишкин. «На опушке соснового леса», 1897 г.
Иван Шишкин. «На опушке соснового леса», 1897 г.
В Лондоне стартует неделя русского искусства. Торги проведут четырех главных аукционных дома: Christie's, Sotheby's, Bonhams и MacDougall's. «РБК Стиль» изучил топ-лоты и выяснил, на какие суммы ждать сделок.

30 лет назад главной площадкой для торгов русским искусством была Женева, позднее ей стал Нью-Йорк, а теперь подобный статус окончательно закрепил за собой Лондон. В этом уверен Алексей Тизенгаузен, директор международного департамента русского искусства Christie's. Он также отметил, что интерес к русскому искусству есть, причем не только со стороны коллекционеров из России. «В конце концов, деньги у русских есть, интерес есть, может быть, настроение не то сейчас, но если вы находите прекрасные редкие работы, люди будут их покупать, и покупают, — приводит слова представителя Christie's РИА Новости. — Если вы проверяете эти работы очень аккуратно, люди их покупают, и не за малые деньги. Так почему же торги должны заканчиваться?»

Выручка осенних «русских торгов», состоявшихся в британской столице в ноябре 2015 года, составила $26 млн, что стало худшим показателем за последние девять лет. На стартующей 6 июня русской неделе аукционные дома Christie's, Sotheby's, Bonhams и MacDougall's предложат коллекционерам полотна Шишкина, Айвазовского и Маковского, но ни один лот не оценен в сумму более $1 млн.

 

Борис Григорьев. «Портрет Льва Шестова», 1922

Christie’s, 6 июня

Эстимейт $144 тыс. — $216 тыс.

Портрет философа Льва Шестова написан весной 1922 года в Париже, через год после того, как Борис Григорьев поселился во французской столице. Его появление там сравнивали с «падением одинокого метеорита в круг известных мастеров того времени».

 
Борис Григорьев. «Портрет Льва Шестова», 1922 г.

Борис Григорьев. «Портрет Льва Шестова», 1922 г.

Портрет кисти Григорьева общепризнанно считается едва ли не лучшим в иконографии философа, чей образ в свое время запечатлели и другие известные художники. Григорьев использовал в картине камерный вариант композиционного решения, когда все внимание сосредоточено на лице, выступающем на черном фоне.

 

 

Иван Айвазовский. «Османская кофейня в лунном свете», 1857

Christie’s, 6 июня

Эстимейт $288 тыс. — $432 тыс.

Иван Айвазовский впервые посетил Константинополь в 1845 году. И с тех пор считал его самым восхитительным и загадочным местом во всем мире, на протяжении всей жизни неоднократно изображая город на своих холстах.

 
Иван Айвазовский. «Османская кофейня в лунном свете», 1857 г.

Иван Айвазовский. «Османская кофейня в лунном свете», 1857 г.

На полотне «Османская кофейня в лунном свете» художник показывает типичную вечернюю сцену жизни островитян — мужчин, собирающихся в прибрежной кофейне. Наброски Айвазовский сделал с натуры в Константинополе, а картину завершил в 1857 году в парижской студии.

 

 

Иван Шишкин. «На опушке соснового леса», 1897

Sotheby’s, 7 июня

Эстимейт: $713 тыс. — $998 тыс.

Одно из двух самых дорогих живописных полотен у Sotheby’s (да и на всех «русских торгах») — картина Ивана Шишкина «На опушке соснового леса». Художник написал ее в 1897-м, за год до смерти, и представил на выставках Товарищества передвижников в Петербурге и Москве.

 
Иван Шишкин. «На опушке соснового леса», 1897 г.

Иван Шишкин. «На опушке соснового леса», 1897 г.

Шишкин, родившийся в Елабуге в 1832 году, изобразил на полотне местные просторы. Первым его владельцем стал купец первой гильдии и по совместительству племянник художника Николай Стахеев. Из его переписки с дядей также известно, что над покупкой картины для своей собственной коллекции думал император Николай II. Во время революции Стахеев бежал из страны, но забрал полотно с собой. Во Франции он продал «На опушке соснового леса» бельгийскому художнику Шарлю Дефрейну, наследники которого и выставляют картину на торги.

 

 

Константин Маковский. «Иван Сусанин», 1914

Sotheby’s, 7 июня

Эстимейт $713 тыс. — $998 тыс.

Монументальное шестиметровое полотно Константина Маковского уже выставлялось на «русских торгах» осенью 2014 года. Тогда картина оценивалась существенно выше — в $2,4–4 млн, но в результате оказалась в числе непроданных.

 
Константин Маковский. «Иван Сусанин», 1914 г.
Константин Маковский. «Иван Сусанин», 1914 г.

Считается, что художник создал полотно в парижской мастерской в 1914 году и посвятил его 300-летию Дома Романовых. Картина участвовала в выставке в 1926 году, а затем ее следы затерялись. Как в 2014 году сообщал Sotheby's, в 1976-м картина оказалась в США, где была продана американскому коллекционеру всего за $4,8 тыс.

 

 

Иван Айвазовский. «Спасшийся», 1892

MacDougall's, 8 июня

Эстимейт: $648 тыс. — $865 тыс.

Полотно 1892 года Ивана Айвазовского «Спасшийся» — топ-лот торгов аукционного дома MacDougall's. Картина посвящена одной из любимых тем художника — спасению от кораблекрушения, — появившейся в творчестве мариниста в 1840-е годы. Зрительная память, помноженная на живое творческое воображение, позволяла Айвазовскому воспроизводить на своих картинах разнообразие некогда виденных им эмоциональных состояний природы.

 
Иван Айвазовский. «Спасшийся», 1892 г.
Иван Айвазовский. «Спасшийся», 1892 г.

Художник признавался: «...вдохновленный видом живописной местности при эффектном освещении либо каким-нибудь моментом бури, я сохраняю воспоминания о них многие годы…».

 

 

Генрих Семирадский. «Светочи христианства. Факелы Нерона». Эскиз, 1876

MacDougall's, 8 июня

Эстимейт: $576 тыс. — $720 тыс.

Монументальный эскиз самой известной картины Генриха Семирадского «Светочи христианства. Факелы Нерона» — единственная из крупных подготовительных работ художника к законченному полотну, до сих пор остающаяся в частных руках. За четыре года работы над семиметровой композицией Семирадский создал множество графических набросков и этюдов, большинство из которых, как и сама картина, сейчас находятся в собрании Национального музея в Кракове.

 
Генрих Семирадский. «Светочи христианства. Факелы Нерона». Эскиз, 1876 г.
Генрих Семирадский. «Светочи христианства. Факелы Нерона». Эскиз, 1876 г.

Идея этого грандиозного полотна пришла художнику во время путешествия по Европе. Сюжет картины, на которой Семирамидский изобразил горящих христианских мучеников, взят из первого гонения христиан при Нероне.

 

 

Алексей Харламов. «Книга» (год неизвестен)

Bonhams, 8 июня

Эстимейт: $290 тыс. — $430 тыс.

Алексей Харламов. «Книга»
Алексей Харламов. «Книга»

Алексея Харламова многие называют мастером портрета: в числе тех, кто высоко оценивал его творчество, был и французский писатель Эмиль Золя. В портретах кисти Харламова он видел «дебют крупного таланта», а хвалил их за простоту и отсутствие «лживой элегантности». На этой неделе ценителям предложено полотно «Книга» — эта работа, на которой художник изобразил трех девочек, читающих учебник, выставлена на торги Bonhams. Ранее картина находилась в частной коллекции в Шотландии и прежде ни разу не появлялась на аукционах.

 

 

Михаил Врубель. «Живая картина Данте и Вергилий», 1893

Bonhams, 8 июня

Эстимейт: $290 тыс. — $430 тыс.

Михаил Врубель. «Живая картина Данте и Вергилий», 1893 г.

Полотно «Живая картина Данте и Вергилий» Михаил Врубель написал в 1893 году в Абрамцевском художественном кружке, где главным увлечением был домашний театр. Актерами становились все: взрослые художники и их дети. Первые домашние представления прошли в московском доме Мамонтовых под новый 1879 год — по инициативе Поленова там были устроены «живые картины». Как отмечают представители аукционного дома Bonhams, выставленная на лондонские торги работа Врубеля «является редким открытием ».