Спорные ценности: как страны не могут поделить золото, алмазы и мрамор
Бриллиант «Кохинур»
Скифское золото
Скифские племена считались одними из самых больших любителей золота в древнем мире. Оно сопровождало их повсюду: от детской колыбели до могильной плиты. Многочисленные золотые артефакты скифов были захоронены в погребальных курганах. Ряд из них в XIX веке был открыт на территории Крыма.
На выставке «Крым: золото и секреты Черного моря» в Амстердаме
Конфликт вокруг скифского золота разгорелся летом 2014 года. Выставка «Крым: золото и секреты Черного моря», проходившая в музее Алларда Пирсона в Амстердаме, после окончания срока экспозиции так и не покинула страну. Вопрос о принадлежности артефактов возник после присоединения Крыма к России. Свои права на экспонаты, вывезенные с полуострова, заявили как Россия, так и Украина. В связи с этим голландские власти приостановил процедуру передачи ценностей до разрешения спора на юридическом основании, или пока стороны не придут к мирному соглашению. Сейчас дело о скифском золоте рассматривается в суде. Решение относительно древних артефактов может быть вынесено до конца 2015 года.
Золото Трои
Еще одна золотая коллекция, принадлежность которой вызывает споры, — знаменитый Клад Приама. Он был обнаружен археологом-самоучкой Генрихом Шлиманом в 1873 году во время раскопок на месте бывшей Трои. Более 10 тысяч древних предметов находились в серебряном двуручном сосуде.
Знаменитый Клад Приама
Шлиман опасался, что столь ценные сокровища могут быть конфискованы османскими властями, на территории которых проходили раскопки, поэтому контрабандой вывез артефакты в Афины. В греческой столице археолог хотел построить музей, но его предложение отклонили. Принять клад по политическим причинам также отказались музеи Лондона, Парижа и Неаполя. В итоге о желании принять ценности в свое Античное собрание заявили Пруссия и Германская империя. В 1945 году золото Трои вновь сменило «прописку». В качестве трофейного искусства его вывезли в СССР, где оно хранилось в режиме особой секретности. Несколько десятилетий клад Шлимана считался утерянным, пока в 1993 году российская сторона не объявила, что «трофеи» из Берлина находятся в Москве. Вопрос возвращения золота Трои до сих пор не урегулирован. На клад претендуют сразу три стороны: Германия, из которой ценности были вывезены советскими войсками, Турция, на территории которой была сделана находка, и Греция, так как клад Приама принадлежал древнегреческим царям времен Троянской войны.
Бюст Нефертити
Бюст царицы Нефертити — самый знаменитый экспонат Нового музея в Берлине. В декабре 1912 года его обнаружил немецкий археолог Людвиг Борхардт. Увидев бюст, ученый сделал запись в своем дневнике: «Он дышит жизнью… Его невозможно описать словами, его надо видеть». И тогда же Борхардт решил, что попробует вывезти статуэтку в Германию. Сделать это ему удалось, и до 1920 года Нефертити хранилась в доме крупного предпринимателя Джеймса Симона, лично профинансировавшего раскопки в Египте. После чего бюст был передан в дар берлинскому Музею Передней Азии.
Бюст царицы Нефертити в Новом музее в Берлине
Первые попытки вернуть бюст царицы на родину египтяне предприняли еще в 30-х годах XX века. Но успехом они не увенчались. В 2007 году глава Верховного совета древностей Египта Захи Хавасс потребовал у Германии предоставить бюст Нефертити для выставки, но получил отказ с формулировкой «после трех тысяч лет царица устала от путешествий». После этого Хавасс пригрозил разорвать обмен экспонатами между двумя странами, но и это не помогло ему вернуть Нефертити.
Мраморы Элгина
В 1812 году британский посол в Константинополе лорд Элгин отправил из Афин последнюю часть огромного груза. На протяжении 10 лет он перевозил в Англию собрание древнегреческого искусства, в которое в числе прочего вошли фриз и фронтоны Парфенона и одна из знаменитых кариатид Эрехтейона. Греция тогда входила в состав Османской империи, и разрешение на вывоз ценностей дало турецкое правительство. В 1816 году собрание было выкуплено у Элгина государством за сравнительно скромную сумму в 35 тысяч фунтов, и коллекция заняла почетное место в Британском музее.
Сразу после обретения Грецией независимости в 1821 году страна начала борьбу за возвращение своих культурных ценностей. Этот спор продолжается до сих пор. В 2014 году Греция даже попросила представлять ее интересы в международных организациях супругу актера Джорджа Клуни адвоката Амаль Аламуддин. Правозащитница успела подготовить 150-страничный доклад о том, как вернуть античное наследие на родину, однако министр культуры Греции Никос Хидакис публично отказался от судов и заявил, что решение этого вопроса лежит исключительно «в дипломатической и политической плоскости». Один из аргументов британской стороны против возвращения мраморов Элгина в Грецию — невозможность перемещения торсов, бюстов и метопов за пределы страны. Однако сама Британия это правило нарушила. Один из ранее ни разу не экспонировавшихся за пределами Англии экспонатов — статуя древнегреческого бога рек Илиссоса — в 2014 году была отправлена в Эрмитаж для выставки по случаю 250-летию музея. |