Стиль
Впечатления «О своем назначении я сама узнала из интернета»
Стиль
Впечатления «О своем назначении я сама узнала из интернета»
Впечатления

«О своем назначении я сама узнала из интернета»

Фото: пресс-материалы Музеон
Объединение Парка Горького и «Музеона» и смена его руководства стали самыми обсуждаемыми городскими темами последних недель. Новый директор ЦПКиО им. Горького Елена Тюняева рассказала «РБК Стиль», чего в ближайшее время ожидать его посетителям.

Когда возник проект объединения Парка Горького и «Музеона»?

Я узнала о нем в конце 2014 года, примерно в сентябре-октябре. Тогда началась аудиторская проверка и подготовка документов для передачи активов парка искусств «Музеон» на баланс Парка Горького.

 

А когда с вами начали обсуждать возможность того, что именно вы станете директором этого объединенного парка?

Со мной это не обсуждали. Да, я знала, что должно произойти присоединение «Музеона» к Парку Горького. И информация эта для меня была довольно тяжелой и печальной, потому что никто не говорил, кто дальше возглавит объединенное пространство. А «Музеон» к тому моменту стал проектом, в который я вложила много личного. Я работала в текущем режиме и дала себе зарок: «Делай что надо, и будь что будет». Разумеется, следила за развитием событий. И о своем назначении узнала из интернета, когда 30 сентября увидела приказ на сайте департамента культуры.

 

 

Елена Тюняева родилась 20 апреля 1975 года.

Окончила РХТУ им. Д.И. Менделеева по специальности «менеджмент». 

Десять лет работала арбитражным управляющим. В октябре 2011 года назначена директором парка искусств «Музеон». За четыре года его посещаемость выросла с 450 тыс. до 6,7 млн. человек в год, парк вышел на самоокупаемость. С 1 октября 2015 года назначена директором объединенной территории Парка Горького и «Музеона».

 

 

 

То есть вы не ожидали, что станете директором?

Я надеялась, что может что-то произойти. Например, что отменят присоединение. У меня были предложения уйти в другие проекты, но я настроилась быть с «Музеоном» до последнего. Я уважаю Ольгу Захарову и понимаю, как много она сделала: глобально поменяла многие вещи в парке, продолжила концепцию развития, заложенную Сергеем Капковым. Для нее увольнение — очень неприятный момент. Но если говорить про себя, то я обрадовалась назначению. Я в проекте и мне хочется дальше в нем развиваться.

 

Когда только возникла идея объединения парков, как вы на нее отреагировали? Например, архитектор Олег Шапиро говорил мне, что ему бы такая идея никогда в голову не пришла. А какие могут быть аргументы в пользу объединения?

Еще в середине XX века архитекторы рассматривали пространство по разные стороны Садового кольца как единое вплоть до стрелки Болотного острова. Планировка должна была быть диагональной. Но в 70-х годах ее изменили из-за начавшегося строительства ЦДХ — вся сеть дорожек и тропинок формировалась параллельно и перпендикулярно этому зданию. Мы не зря в 2012 году с Евгением Ассом сделали известный деревянный променад. Это не просто полоса, которая объединила два входа в «Музеон», это как раз продолжение диагонали Парка Горького.

 

Парк искусств «Музеон»

 

Парк Горького

 

Если говорить с точки зрения управления и бюджета — это более эффективно. Потому что ты имеешь целостное представление о территории, ее возможностях развития и расходах. Плюсом является и налаживание коммуникаций между объектами парков. Например, на территории «Музеона» есть Третьяковская галерея и ЦДХ. На территории Парка Горького — музей современного искусства «Гараж». Все это искусство. У обоих парков есть образовательные проекты. Взаимодействие «Музеона» и Парка Горького сделает их посещение еще интереснее. Я уже встречалась с начальником отдела экскурсий в Парке Горького и обсуждала вопрос разработки новых маршрутов, которые объединили бы две территории.

 

После того как вы вступили в должность, вы оговаривали свободу действий в принятии решений при руководстве объединенной территорией?

Естественно, что государственные учреждения культуры подведомственны столичному департаменту культуры. Когда меня назначили, мне дали время разобраться в ситуации. Каких-то глобальных задач вроде разработки концепции передо мной не ставили. Сейчас первоочередные задачи — открытие катка в Парке Горького, подготовка к Новому году. А кроме этого: спокойное и грамотное объединение ресурсов двух парков и, в первую очередь, человеческих.

 

Вы сейчас должны сформировать единую дирекцию?

Да, я должна сформировать единое штатное расписание.

 

Как будут решаться кадровые вопросы? Могут быть сокращения?

Нет, новое штатное расписание не предполагает, что позиций в нем станет меньше. Это объединение двух структур. И будут, скорее всего, формироваться структурные подразделения, которые займутся конкретными территориями: Воробьевыми горами, Нескучным садом, «Музеоном» и самим Парком Горького. С точки зрения управления это эффективнее, потому что ты назначаешь ответственного, который ведет проект и может принимать решения. Я не планирую никаких сокращений, но, как и любая организация, парк — это живой организм: люди приходят, люди уходят. Когда я пришла в «Музеон», я никого не увольняла. Некоторые ушли сами, потому что понимали, что задачи стоят сложные.

 

 

Был кто-то, кто ушел вслед за Захаровой?

При мне нет. Те, кто хотел уйти, ушли сразу — как только узнали, что назначена Тюняева. Я понимаю, что у Ольги Захаровой была своя команда, люди, которые ей преданы, которые хотели работать только с ней. Поэтому логично, что если люди приняли такое решение, возвращать их не имеет смысла. Если они захотят, то посмотрят за развитием событий и проявят себя. Но в данном случае я работаю с теми, кто хочет работать со мной.

 

Очевидно, что вашу способность руководить Парком Горького будут оценивать, глядя на то, что вам удалось сделать на должности директора «Музеона». Потому хочется понять, в каком состоянии вы застали «Музеон» в 2011 году и чего удалось добиться за четыре года? 

К тому моменту, когда я возглавила «Музеон», я 15 лет прожила в Москве, но ничего не знала об этом парке. Центральный дом художника — да. Третьяковская галерея — да. А вот «Музеон» не был на слуху. Он воспринимался как сквер вокруг ЦДХ. Когда в октябре 2011 года я стала директором, мне поставили задачу повысить эффективность и доходность места, сделать его узнаваемым.

Потому что было так: мы готовили программу новогодних праздников, делали анонсы мероприятий, а журналисты вносили свои коррективы и уточняли: «парк «Музеон», сквер вокруг ЦДХ». Это был такой местечковый парк. Я своей пиар-службе говорила, что такое отношение срочно нужно менять.

 

Парк искусств «Музеон»

 

Получилось?

«Музеон», безусловно, сформировался как бренд. Он превратился в интересную и имиджевую площадку. Задача ставилась и с точки зрения финансов. Город выделял финансирование в рамках программы развития индустрии туризма и отдыха для того, чтобы благоустроить территорию. Эти деньги, достаточно большие, были потрачены на сеть дорожек и тропинок, цветники, газоны. Мы построили павильоны, кинотеатр, организовали общепит. Но при этом нам дали статус автономного учреждения для того, чтобы мы могли зарабатывать. И мы вышли на самоокупаемость. Сейчас подвели итоги третьего квартала и видим, что государственные средства полностью перекрываются теми внебюджетными доходами, которые мы получили сами. Год еще не закончился, поэтому стараемся дальше.

 

В последние годы был какой-то соревновательный элемент между Парком Горького и «Музеоном»? 

Знаете, мы уже давно для себя решили, что мы не конкуренты друг другу. «Музеон» — это такое кулуарное, интеллектуальное место, больше про творчество, про художников, про искусство в разных направлениях. В Парке Горького тоже хорошая программа, но здесь больший акцент на активный отдых. Если в «Музеоне» нет теннисных кортов, футбольных площадок и лыжни, а сама территория меньше, то сам бог велел заниматься такими направлениями, как музыка, литература, скульптура, проводить фестивали. Соревнования не было, парки развивались параллельно, каждый в соответствии со своей концепцией.  

 

Аудитория «Музеона» за последние пару лет изменилась качественно?

Люди почувствовали перемены. Если сначала было не так много посетителей, в основном художники и местные жители, то сейчас приходит много людей бизнеса: провести переговоры, пообедать, побыть на открытых площадках. В выходные очень много людей, по которым видно, что у них есть определенный достаток. Люди пришли, потому что им приятно находиться в этой среде, потому что они не просто приехали прокатиться на велосипеде или попить пива, но интеллектуально развиться.

 

Парк Горького в какой-то момент получил репутацию чуть ли не территории хипстеров. Но вам не показалось, что в последнее время его аудитория начала меняться и преобладать стали те, кто приходит в парк чтобы «попить пива», но об интеллектуальном развитии при этом совсем не думает? 

Не заметила этого, потому что, если честно, не так часто гуляла в Парке Горького. Когда брала велосипед и ездила с детьми по набережной до Воробьевых гор, то обращала внимание, что людей действительно очень много, но много их было всегда. Есть точечные события — выпускной, день ВДВ. Не стоит их воспринимать как визитную карточку Парка Горького. Это праздники со своей аудиторией. Отменять их неправильно, лучше продумать концепцию. Если в день ВДВ поставить оперу, ее, конечно, какое-то время послушают, но должна быть какая-то фишка, чтобы открылась душа, и человек почувствовал — это его праздник. Вот в этом году, например, раздавали арбузы.

 

Будете ли вы пытаться сохранить для каждой аудитории свое пространство? 

Я бы очень хотела сохранить концепции парков. Объединенная территория большая, поэтому нет смысла делать все одинаковым и причесывать под одну гребенку.

 

 

Скажите, что будет с проектом обновления Парка Горького, запланированным до 2018 года? Он будет продолжаться?

Сейчас я начала знакомиться с документами. Действительно, есть проекты по благоустройству Пушкинской набережной, капитальному ремонту Голицынского пруда. Это очень крупные объекты, значимые. Пушкинская набережная — продолжение Крымской и, естественно, когда ты после цветников и дорожек попадаешь на асфальтированный пустырь, это довольно сильно режет глаз. И то, что там предусмотрено концепцией благоустройства — с озеленением, велодорожками, пешеходными зонами — это очень хорошо. Конечно, хочется все это реализовать.

Я уже смотрела визуализацию проекта, но нужно разобраться и решить, в какие сроки возможно максимальное воплощение, потому что нельзя посадить два дерева, а потом целый год досаживать еще. Хотелось бы открыть проект благоустройства Пушкинской набережной как законченный, как картинку, как стопроцентный результат. Я этим вопросом сейчас занимаюсь.