Стиль
Впечатления В Мультимедиа Арт Музее открылась выставка «Дизайн 007: 50 лет стилю Джеймса Бонда»
Стиль
Впечатления В Мультимедиа Арт Музее открылась выставка «Дизайн 007: 50 лет стилю Джеймса Бонда»
Впечатления

В Мультимедиа Арт Музее открылась выставка «Дизайн 007: 50 лет стилю Джеймса Бонда»

Фото: Итар-Тасс
Смокинги Бонда, вечерние наряды его девушек, летающая шляпа-убийца и автомобиль Aston Martin DB5 — лишь немногие экспонаты выставки, отслеживающей историю суперагента с 1960-х до сегодняшнего дня.

Говоря об этом проекте, куратор Бронвин Косгрейв не использует слово «выставка» и называет его шоу — и она, безусловно, права. Это и правда не музейная выставка в обычном понимании, а скорее, аттракцион, настоящее путешествие в мир агента 007. Впервые его показали в лондонском Барбикан-центре по случаю 50-летия фильма «Доктор Но», и на настоящий момент выставка побывала в Шанхае, Мельбурне и Торонто — и теперь при поддержке MasterCard, Omega, Blavatnik Family Foundation и МТС проходит в московском Мультимедиа Арт Музее.

 

Внутри фильма о Бонде

Дизайнер Эйб Роджерс сделал все, чтобы привнести в залы музея атмосферу бондовского шика. Чего стоит «золотая комната»: здесь и вращающаяся на постели девушка, полностью покрытая золотой краской (так расправился со своей помощницей злодей Голдфингер из одноименного фильма). И золотой диск Ширли Бесси, исполнившей заглавную песню к этой картине. И золотая цепь драм-н-бейс музыканта Голди, сыгравшего злодея Бульона в серии «И целого мира мало».

По сути, зритель оказывается «внутри» классического фильма о Бонде — после «золотой комнаты» он попадает в кабинеты М и мисс Манипенни, которые находятся за идентичными на первый взгляд массивными дверями: на самом деле первую использовали в фильме «Шпион, который любил меня» 1977 года, а вторую — в последнем фильме бондианы «Координаты «Скайфолл». Затем в комнату изобретателя хитроумных устройств Кью: первым в глаза здесь бросается потрепанный жизнью дипломат Aston Martin c выдвижным ножом из фильма «Из России с любовью». «Это была вполне популярная модель, которая продавалась в магазинах, — говорит Косгрейв, — авторы фильма взяли ее и напичкали гаджетами. Уже потом вещи стали делаться специально для Бонда».

Костюмы агента 007 — отдельная и сложная история. «Чтобы не были видны следы спецэффектов, приходилось придумывать множество уловок, — говорит Линди Хемминг, оскароносный дизайнер, придумавшая костюмы к пяти фильмам о Бонде: от «Золотого глаза» до «Казино рояль», — снаружи костюм может выглядеть идеально, но внутри него находится множество веревок или других приспособлений для выполнения трюков». Первый смокинг для Бонда пошил британский дизайнер Энтони Синклер, а затем агент 007 стал желанным клиентом крупнейших модных домов во всем мире. Что касается злодеев из киносаги — доктора Но, Эллиотта Карвера и Эрнста Блофельда, то они одевались исключительно в скромные френчи, просто как руководители Компартий Китая или Северной Кореи. «Им некогда было задумываться, хорошо ли они выглядят, — говорит Косгрейв, — нужно было захватывать мир. У таких людей в шкафу семь одинаковых френчей — по одному на каждый день недели». Но и эту простую одежду заказывали у лучших: «японский» костюм Эллиотта Карвера был сшит Kenzo, Карл Стромберг из фильма «Шпион, который любил меня» одевался у Пьера Кардена. Даже металлические челюсти сподвижника Стромберга — авторская работа дочери великого режиссера Стэнли Кубрика Катерины.

Мини-бикини 1962

Некоторые идеи для костюмов появлялись спонтанно — как, например, купальный костюм первой девушки Бонда (ее играла Урсула Андерс). Купальник шили наскоро, за ночь до съемок, из нижнего белья актрисы: впоследствии его решено было дополнить поясом с кинжалом, вроде тех, которые носили рыбаки на Ямайке, где снималась сцена. Через 40 лет сцену встречи Бонда с девушкой на пляже повторят почти дословно в фильме «Умри, но не сейчас»: только в роли суперагента будет уже не Шон Коннери, а Пирс Броснан, а новой его девушкой станет Холли Берри.

«Индустрия, которая придумала Джеймса Бонда, изобрела множество новых вещей, — говорит директор МАММ Ольга Свиблова, — например, водные мотоциклы, которые впервые появились в одной из серий бондианы («Шпион, который любил меня». — РБК) и так понравились на экране, что потом пошли в серийное производство». «Конечно, какие-то элементы бондовского стиля, смокинги, роскошные женские платья, драгоценности, остались неизменными с 1960-х, — размышляет Бронвин Косгрейв. Но, как говорил дизайнер Кен Адам, работавший над ранними сериями бондианы: «Фильмы о Джеймсе Бонде всегда должны быть на шаг впереди». Судя по последней серии бондианы «Координаты «Скайфолл», в которой жизнерадостный мачо с бокалом мартини в руках предстает вполне себе трагическим героем, добиться этого авторам саги по-прежнему удается. А значит, 50 лет стилю Бонда — далеко не предел.


Дарья Егорова