Звездный состав не спас старомодный фильм Пола Хаггиса «Третья персона»
В фильме «Третья персона» Пол Хаггис возвращается к излюбленному трюку, который десять лет назад принес ему «Оскар» за драму «Столкновение». Он сплетает три истории, происходящие в трех разных мегаполисах и вроде бы не имеющие между собой ничего общего. Вернее, пытается сплести. Хаггис, судя по «Третьей персоне», уже не тот.
Погруженный во мрак гостиничный номер в отеле, где возрастной мужчина (Лиам Нисон) старательно изображает писательские муки, отвлекаясь на то, чтобы кинуть монетку в 50 евроцентов в стакан воды. Голос ребенка за спиной шепчет: «Смотри на меня», заставляя писателя вздрогнуть и прийти в неописуемый ужас.
Женщина (Мария Белло) подходит к краю бассейна и нерешительно застывает у кромки воды перед прыжком.
Бизнесмен сомнительного толка (Эдриан Броуди), пытаясь укрыться от палящего римского зноя, заходит в бар с вывеской «Американо», где никто не говорит по-английски, пиво подают теплым, а печального вида женщина с глубоким декольте глушит стопками лимончелло.
Девушка трудной судьбы (Мила Кунис) пытается справиться одновременно с недоброкачественной мобильной связью, нью-йоркским трафиком и властями, обвиняющими ее в недобросовестном родительском поведении.
За десять лет, прошедших после триумфа «Столкновения», Хаггис пережил развод и громкий скандал с саентологией, адептом которой был до недавнего времени. То есть ему априори должно быть плохо. Так отчего бы не помочь хорошему человеку? В «Третьей персоне» поддержать сценариста собрался звездный каст из разных поколений. Даже сама Ким Бейсингер снизошла до съемок двух эмоциональных телефонных разговоров.
Показалось, однако, что каких-либо (пусть даже творческих) проблем Хаггиса это не решило. Ведь и «Столкновение», как показало время, было вовсе не так уж потрясающе – если не говорить о ловкости и уверенности, с которой оно манипулировало чувствами и предубеждениями зрителя.
А ко всему прочему, с момента выхода «Столкновения» излюбленный Хаггисом жанр переплетающихся драматических историй тоже чувствовал себя несладко. «Калейдоскоп любви» Фернандо Мейреллиша, «Вавилон» Алехандро Гонсалеса Иньярриту, «Мамонт» Лукаса Мудиссона – все эти межконтинентальные драмы выступали в духе «проблема – она и в Африке проблема».
Истории обеспеченных разведенок и смертельно больных иммигрантов сценаристы упаковывали по пять штук в один комплект в надежде, что не одна, так другая вцепится в душу зрителя мертвой хваткой. В «Третьей персоне» Хаггис пошел дальше и снял мета-фильм как раз о такого рода сценаристе (герой Лиама Нисона здесь – его явное и неприкрытое альтер эго) и его эмоциональном раздрае, в котором тот законсервирован. В этом рассоле предстоит вариться 2,5 часа и всякому зрителю, заинтригованному именами на афише.
Но сеанс саморазоблачения выполнен без экспрессии и полета фантазии. Скорее он напоминает посещение психоаналитика, на котором и врач, и пациент стараются изо всех сил не зевнуть друг другу в лицо.
В этом откровенно старомодном фильме, наполненном натужными диалогами и исполненными тоски позами, о времени напоминает лишь часто используемая героями продукция компании Apple. Получившаяся в итоге туристическая экскурсия в мир чужих скорбей и проблем длится гораздо дольше, чем стоило бы. И сложно здесь не согласиться со словами издателя романа, который пишет герой Лиама Нисона: «Ты пытаешься оправдать собственную жизнь за счет случайно выбранных и придуманных персонажей». Причем желательно заниматься оправданиями в пятизвездочных отелях. Там всегда найдется прислуга, которая приберется за вами.
Лилия Рельм