«Трамбо»: легко рассказанный байопик о сценаристе, обманувшем систему
Актер Брайан Крэнстон, прославившийся после работы в сериале «Во все тяжкие», наконец получил кинороль, достойную своего таланта, и справедливо номинирован на «Оскар». Это единственная номинация у биографического фильма Джея Роуча об одном из самых уважаемых голливудских сценаристов Далтоне Трамбо, который вступил в 1938-м году в Коммунистическую партию, когда у США и СССР еще были хорошие отношения (а впереди — совместная война против Гитлера), но предстал перед сенаторской комиссией Маккарти в конце 1940-х, когда политическая мода поменялась, а коммунисты были объявлены врагами народа.
Кадр из фильма «Трамбо»
Фото: Groundswell Productions, ShivHans Pictures
Сейчас история Трамбо кажется дикой. Он не нарушил ни одного закона и был приговорен к 11-ти месяцам тюрьмы с идиотской формулировкой о противодействии сенату. Ослепленный патриотизмом и шантажом со стороны влиятельной ультраправой газетной колумнистки Хедды Хоппер (Хелен Миррен) Голливуд принял условия сената и исключил так называемую «голливудскую десятку» — кинематографистов, отказавшихся сдать товарищей по компартии — из всех профессиональных списков, лишив их работы, денег и статуса в один момент. Впрочем, Трамбо, чья семья должна была отказаться от привычного образа жизни, нашел выход: он стал писать под псевдонимом (да так успешно, что два его сценария получали «Оскары», в том числе «Римские каникулы» в 1953-м) и основал собственное сценарное агентство, поставлявшее дешевые истории для производившей всякий мусор кинокомпании (ее хозяина очень смешно играет Джон Гудман). Так, сочиняя или переписывая по сто страниц за три дня и 200 долларов, Трамбо создал вполне работающий бизнес, который уже начал разъедать голливудскую студийную систему производства как раз в 1950-х.
Фото: Groundswell Productions, ShivHans Pictures
Из стыдной ссылки Трамбо бесстрашно вытащил актер Кирк Дуглас, настоявший, чтобы в титрах «Спартака» (1960) с его участием была указана настоящая фамилия сценариста. Фильм, что естественно, сосредоточен на самых сложных годах жизни своего героя с 1948-го по конец 1950-х, когда пришла другая печаль — его маленький домашний бизнес и привычка работать сутками и привлекать к делам всех членов семьи, включая детей, чуть не разрушила его брак.
В интонации фильма, честно следующего всем правилам байопика (кино снято по книге Брюса Кука), есть странное смещение. Речь идет о серьезных темах — предательстве, ударах судьбы и влиянии политической конъюнктуры на жизнь скромного человека, который не готов поступаться своими взглядами в угоду идиотам, — но комедиограф Роуч снимает все легко, будто имитируя комедии 1950-х, написанные его героем. Он явно хотел, чтобы эта легкость привлекла к его серьезному фильму не только поклонников старого Голливуда и зрителей, которые знают, кто такой Трамбо (не так уж много — таков удел всех сценаристов), но и людей, которые не могут устоять перед искушением поддаться патриотической риторике, не зная, что когда-нибудь за травлю инакомыслящих им станет как минимум стыдно.