Стиль
Впечатления «Трамбо»: легко рассказанный байопик о сценаристе, обманувшем систему
Стиль
Впечатления «Трамбо»: легко рассказанный байопик о сценаристе, обманувшем систему
Впечатления

«Трамбо»: легко рассказанный байопик о сценаристе, обманувшем систему

Фото: Groundswell Productions, ShivHans Pictures
Автор «Остина Пауэрса» и «Знакомства с родителями» Джей Роуч экранизировал биографию реально жившего успешного сценариста Далтона Трамбо, который был изгнан из Голливуда за коммунистические взгляды, но умудрился получить под псевдонимом два «Оскара».

Актер Брайан Крэнстон, прославившийся после работы в сериале «Во все тяжкие», наконец получил кинороль, достойную своего таланта, и справедливо номинирован на «Оскар». Это единственная номинация у биографического фильма Джея Роуча об одном из самых уважаемых голливудских сценаристов Далтоне Трамбо, который вступил в 1938-м году в Коммунистическую партию, когда у США и СССР еще были хорошие отношения (а впереди — совместная война против Гитлера), но предстал перед сенаторской комиссией Маккарти в конце 1940-х, когда политическая мода поменялась, а коммунисты были объявлены врагами народа.

Кадр из фильма «Трамбо» 

Фото: Groundswell Productions, ShivHans Pictures

Сейчас история Трамбо кажется дикой. Он не нарушил ни одного закона и был приговорен к 11-ти месяцам тюрьмы с идиотской формулировкой о противодействии сенату. Ослепленный патриотизмом и шантажом со стороны влиятельной ультраправой газетной колумнистки Хедды Хоппер (Хелен Миррен) Голливуд принял условия сената и исключил так называемую «голливудскую десятку» — кинематографистов, отказавшихся сдать товарищей по компартии — из всех профессиональных списков, лишив их работы, денег и статуса в один момент. Впрочем, Трамбо, чья семья должна была отказаться от привычного образа жизни, нашел выход: он стал писать под псевдонимом (да так успешно, что два его сценария получали «Оскары», в том числе «Римские каникулы» в 1953-м) и основал собственное сценарное агентство, поставлявшее дешевые истории для производившей всякий мусор кинокомпании (ее хозяина очень смешно играет Джон Гудман). Так, сочиняя или переписывая по сто страниц за три дня и 200 долларов, Трамбо создал вполне работающий бизнес, который уже начал разъедать голливудскую студийную систему производства как раз в 1950-х.

Фото: Groundswell Productions, ShivHans Pictures

Из стыдной ссылки Трамбо бесстрашно вытащил актер Кирк Дуглас, настоявший, чтобы в титрах «Спартака» (1960) с его участием была указана настоящая фамилия сценариста. Фильм, что естественно, сосредоточен на самых сложных годах жизни своего героя с 1948-го по конец 1950-х, когда пришла другая печаль — его маленький домашний бизнес и привычка работать сутками и привлекать к делам всех членов семьи, включая детей, чуть не разрушила его брак.
В интонации фильма, честно следующего всем правилам байопика (кино снято по книге Брюса Кука), есть странное смещение. Речь идет о серьезных темах — предательстве, ударах судьбы и влиянии политической конъюнктуры на жизнь скромного человека, который не готов поступаться своими взглядами в угоду идиотам, — но комедиограф Роуч снимает все легко, будто имитируя комедии 1950-х, написанные его героем. Он явно хотел, чтобы эта легкость привлекла к его серьезному фильму не только поклонников старого Голливуда и зрителей, которые знают, кто такой Трамбо (не так уж много — таков удел всех сценаристов), но и людей, которые не могут устоять перед искушением поддаться патриотической риторике, не зная, что когда-нибудь за травлю инакомыслящих им станет как минимум стыдно.