Стиль
Здоровье Дело чести: как ответить на оскорбление
Стиль
Здоровье Дело чести: как ответить на оскорбление
Здоровье

Дело чести: как ответить на оскорбление

Кадр из фильма «Вики Кристина Барселона»
Кадр из фильма «Вики Кристина Барселона»
Если в наш адрес летят обидные слова, бывает очень трудно сохранить спокойствие и удержаться от ответных нападок. Почему мы так болезненно реагируем на оскорбления? И как достойно ответить обидчику, не потеряв при этом лицо?

В эти дни особенно важно сохранять самообладание. Разбираемся, как не вовлекаться в склоки и не реагировать на провокации.

Дело чести: как ответить на оскорбление

Автор: Александр Ивашов, экзистенциально-гуманистический психолог, специалист сервиса по подбору психологов Alter.

Что такое оскорбление

Согласно российскому законодательству, оскорбление — это «унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме».

С точки зрения психологии, для того чтобы чья-то реплика или поступок стали для нас оскорблением, необходимы два условия:

  • Первое — намерение задеть, уязвить, причинить боль. То есть это деструктивное послание, донесенное до адресата.
  • Второе условие оскорбления — данное послание смогло нас уязвить.

Иными словами, если первый пункт — это «выстрел», то второй — это факт «попадания».

Это может быть ненормативная лексика: в определенных кругах и ситуациях мат является повседневным элементом речи, но в других местах он крайне неодобряем, а если направлен на личность, то еще и оскорбителен. Указание (истинное или ложное) на какие-то черты, особенности или поступки человека также может быть оскорблением.

Оскорбления мы переживаем по-разному. Для кого-то чужие слова пролетают мимо, и про таких говорят «как с гуся вода». Для другого оскорбление — повод вступить в яростную перепалку, но стоит спору завершиться, и человек даже не вспоминает об этой истории. А для кого-то пережить оскорбление очень непросто, и шрам на душе остается надолго. От чего это зависит, как работает, что делать, если вы слишком ранимы? 

С юридической точки зрения все гораздо проще, чем в жизни. Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РФ гласят, что «оскорбление <...> влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти тысяч рублей…» И далее по тексту. Если оскорбление выражено в публичной форме — наказание более значительно; степень ответственности также выше для должностных и юридических лиц. И если не вдаваться в детали правоприменительной практики, то остается зафиксировать факт оскорбления, подать соответствующее заявление и наслаждаться сатисфакцией.

Но это — в теории.

В реальности для того, чтобы все это сделать, нужно потратить несообразно много сил, да и удержаться от ответных оскорблений бывает непросто. Так что без эмоционально-психологического аспекта тут не обойтись.

Большая часть статей в Сети предлагает несколько типичных реакций на оскорбление: огрызнуться, отшутиться, проигнорировать и прочее. Но, как и большинство простых советов, эти рекомендации не очень-то работают. Если оскорбление нас задевает, у нас «падает забрало», и мы реагируем, как привыкли: злимся, пугаемся, повышаем голос или, наоборот, замираем. Это автоматическая реакция.

Чтобы изменить привычный паттерн, нужно понимать, как и почему это происходит, что нас так выводит из себя.

Кадр из фильма &laquo;Развод по-американски&raquo;
Кадр из фильма «Развод по-американски»
 

Что с нами происходит, когда нас оскорбляют

Чтобы чужое высказывание причинило нам вред, оно должно каким-то образом нам угрожать:

  • ставить под сомнение наш авторитет;
  • создавать угрозу нашему положению в обществе;
  • формировать негативный образ в глазах окружающих;
  • снижать нашу привлекательность в глазах противоположного пола и прочее.

Иметь значение это оскорбление будет только тогда, когда я считаю, что мнение другого человека значимо для меня или других и может действительно мне (моему положению, привлекательности, перспективам, безопасности) чем-то навредить. Если я полностью уверен в себе, в окружающих меня людях, в своем авторитете, то оскорбление не будет иметь силы, не выведет меня из себя, и я смогу ответить на него так, как выберу, а не испуганно-яростным аффектом.

Что делает нас уязвимыми к оскорблению?

  • Низкая самооценка. Если мы не присваиваем свои достижения, качества, результаты, то любое мнение со стороны может нас очень сильно задеть.
  • Завышенная самооценка, «раздутое» эго. Механика аналогична предыдущему пункту, но при этом мы еще и очень болезненно реагируем на попытки снизить нашу значимость в глазах окружающих. Если эта значимость опирается не на видимые всем реальные действия и результаты, а только на то, что мы говорим о себе, — слова других людей могут легко проткнуть наш «воздушный шарик».
  • Перфекционизм. Считая, что все должно быть идеально, мы будем крайне ранимы к любой попытке указать на наше несовершенство. А в реальном мире это неизбежно.
  • Гиперзначимость. Если какое-то качество является для нас сверхценностью, то попытка его умалить будет иметь эффект разорвавшейся бомбы. Я умный, но сделал глупость? Ужас. Я мастер флирта, а женщина не реагирует? Кошмар. Я безупречный работник, но устал и ошибся? Катастрофа. А если меня в этот момент небрежно и небережно ткнуть публично, то и вовсе конец света.
  • Человек не имеет собственного мнения о себе или строит его на основании чужих оценок. Если то, что я о себе думаю, полностью зависит от других, то любой негатив в мой адрес автоматически влечет сильный испуг.
  • Человек считает, что несет ответственность за чужие чувства. Если чувства другого человека, в моем понимании, напрямую связаны с моими действиями, то, когда меня оскорбляют, для меня это означает, что я и правда сделал что-то не то.

Кто может нас задеть

  • Значимый или близкий человек. Если нас оскорбляет родитель, друг или начальник, это гораздо больнее, чем когда это делает кто-то нам безразличный.
  • Человек, облеченный властью или авторитетом. Механизм отчасти схож с предыдущим пунктом, только речь идет о принадлежности к определенной категории лиц.
  • Представитель значимого для вас сообщества — одноклассник, коллега, член группы по интересам.
Кадр из фильма &laquo;Дневник памяти&raquo;
Кадр из фильма «Дневник памяти»

Что можно сделать, чтобы стать менее уязвимым для оскорблений

Поработать над принятием. Если мы принимаем себя такими, какие мы есть, то указание на несоответствие мнимого и реального не сможет нас задеть. «Да, у меня нет докторской степени. Ну и что? В вашем кругу ее наличие является мерилом ценности специалиста, в моем — нет. Мою ценность как практика определяют опыт и результаты, а не регалии».

Выбрать развитие. В любых интересных и важных для вас областях. Чем выше ваша ценность и чем больше вы присваиваете ее, тем труднее чужим словам вас уязвить. Вдобавок многие оскорбления отпадут сами собой, как не соответствующие действительности. Если у вас есть разряд по боксу или тяжелой атлетике, то попытка назвать вас хлюпиком вызовет смех, а не обиду.

Отделить себя от вашего образа в чужих глазах. Прежде всего, в своей голове. «Я знаю, кто я, что я делаю, чего добился. Не вам решать, чего я достоин, а чего — нет». Тут мы снова опираемся на реальность. «Я построил дом. Я сдал проект. Я заработал на квартиру. У меня хорошие отношения с дорогими мне людьми. Это то, что реально, и то, что у меня есть». Если вам хотелось бы, чтобы у вас что-то было, но его нет (например, хороших отношений), то это действительно может вас обидеть. Но тогда перед вами поле для реальных действий, а не для страданий о несовершенстве мира.

Помнить: нет такого человека, который бы всем и всегда нравился. И почаще напоминайте себе о том, что в вашем окружении точно есть люди, которым вы симпатичны, дороги и важны.

Обратиться к психологу, если сложно работать над устойчивостью к оскорблениям самостоятельно (ведь эти советы и правда не так просты в исполнении). Наша неспособность создать внутреннюю опору, которая позволяет нам противостоять обидчикам, чаще всего — следствие внутреннего конфликта или ограничивающих нас установок. Психолог поможет обнаружить эти вещи и освободиться от них.

Как ответить на оскорбление

Зависит от того, как вы восприняли выпад, насколько сильно он по вам ударил, от того, кто оскорбил и предстоит ли вам дальше общаться с этим человеком, как часто и в каком формате. Считается, что в большинстве ситуаций нужно «держать лицо», но это не всегда так. Но есть и другие варианты действий.

Признать нанесенный урон. Безусловно, расклеиться и разрыдаться — не лучший вариант. Но задать человеку прямой вопрос: «Вот ты сейчас сделал мне больно. Для чего?» — очень даже. Оскорбления часто делаются в завуалированной форме, и перевод общения из манипулятивной области в прямую конфронтацию может заставить стушеваться не готового к этому оппонента.

Обозначить незначимость мнения конкретного человека для вас. «Если бы ваше слово имело хоть какой-то вес (для меня/для окружающих/в профессиональном сообществе), я бы, наверное, даже обиделся».

Обозначить уверенность в собственной позиции. «Я знаю, что со мной все "Ок", и убеждать меня в обратном — бессмысленная затея».

Уйти из контакта. Если кто-то обругал вас в метро или на улице, самое лучшее — просто проигнорировать. Человек, который оскорбляет незнакомых людей в публичном месте, прежде всего, проявляет свою слабость и несдержанность, так что его слова говорят о нем, а не о вас.

Как реагировать на оскорбления в соцсетях

Примерно так же. В зависимости от ситуации и положения вас и вашего оппонента можно:

  • игнорировать;
  • сообщить оппоненту о нанесенной обиде;
  • обоснованно парировать. Лучше — кратко («это не так» и в двух словах «почему»);
  • забанить. Разновидность «игнора», но при этом сообщения обидчика удаляются, а общение с ним заканчивается.