Валерия Лепа: как открыть свой образовательный проект
— Чем вы занимались раньше?
— Я работала в крупной IT-компании, которая разрабатывала платформу для трейдинга. Почти четыре года я отвечала за digital-маркетинг и развивала несколько каналов продвижения. Рынок fin-tech очень непредсказуемый. Пик роста компании пришелся на бум криптовалюты, тогда все силы и ресурсы были направлены на разработку блокчейн-платформы и появлялось очень много внутренних продуктов. После очередного проекта, который так и не был закончен и не дожил до реализации, пришло осознание, что хочется заняться своим делом.
— Как у вас возникла идея школы?
— У меня уже давно назревала идея образовательного проекта, мне хотелось сделать проект для подростков, чтобы помочь им с профориентацией. Я поделилась с мужем идеей, нам удалось сформировать другую концепцию проекта — школу для взрослых, которая поможет восполнить пробелы в образовании. Так как у старшего поколения больше энтузиазма и потребности в самообразовании.
К тому же в свободное время мы с мужем часто ходили на лекции и на выставки. В Петербурге большое количество образовательных платформ рассказывают только об искусстве. Случалось, что я попадала на лекции профессионалов, которые обладают колоссальными знаниями, но не могут зажечь аудиторию интересным рассказом.
Когда мы задумались над собственным проектом, мы решили создать площадку с регулярными лекциями и широким выбором тем без всякого занудства. В планах было запустить около 15 направлений от гуманитарных до точных наук и к тому же добавить лекции по soft skills (умение общаться, работать в команде, договариваться, мыслить творчески. — Прим. ред.), которые сейчас пользуются большим спросом. Очень хотелось выйти за рамки стандартной лекции и добавить больше интерактива, например делать в конце лекции викторины или позволить слушателям самостоятельно влиять на ход выступления. И наконец, мы намеренно хотели делать офлайн-лекции, так как живые мероприятия дают возможность пообщаться с единомышленниками. Также поход на лекции больше дисциплинирует, чем онлайн-лекция на YouTube, которую всегда можно отложить или отвлечься во время просмотра.
— Почему, на ваш взгляд, взрослым могут быть интересны такие лекции?
— Во-первых, у многих людей есть потребность в самообразовании, но не хватает времени или нет понимания, с чего лучше начать изучать предмет. Спрос на «быстрые знания» растет.
Для того чтобы стать центром образовательного досуга, мы стараемся выбирать нескучные и актуальные темы. Например, не просто пересказывать биографию Пикассо, а взглянуть на творчество глазами его любимых женщин. Или объяснить на пальцах общую теорию относительности на примере самых последних открытий в науке.
Во-вторых, мы помогаем структурировать материал, выбрать в широких темах самое важное и составить целостную картину о предмете за два часа. Наши лекторы выбирают самое главное по теме, и после мы высылаем шпаргалку с рекомендованными книгами, фильмами, подкастами, которые помогут уже самостоятельно углубиться в тему. Такие шпаргалки неожиданно пользуются очень большим спросом.
И наконец, один из главных критериев для наших лекторов — это умение интересно подавать материал. Никому не нравится, когда лекция похожа на пересказ статьи из «Википедии», поэтому мы ищем талантливых людей, которые могут увлечь и мотивировать на дальнейшее изучение темы. К тому же живое общение сейчас становится предметом роскоши, а на лекциях всегда есть возможность пообщаться со специалистом и с другими слушателями. Мы всегда поддерживаем дискуссии на наших лекциях. Даже сложилась традиция, что каждая лекция по искусству заканчивается вопросом «Почему “Черный квадрат” — это искусство?» Пришлось делать отдельную лекцию про авангард.
— Как выглядел первый бизнес-план? Какие он претерпел изменения в процессе?
— Так как мы планировали восполнять пробелы в знаниях, мы начали делать курсы из восьми занятий, где можно было пройти тему от и до. Проанализировав рынок, мы поняли, что занятым людям сложно выкраивать время каждую неделю. А так как все лекции были связаны одной темой, пропуск одного занятия означал «выпадание» из контекста. В итоге решили сфокусироваться на интеллектуальном досуге и делать отдельные лекции, которые повторяются раз в несколько недель.
— Как вы искали инвестиции?
— Пока что мы не привлекали инвестиции и делаем проект на свои средства. Основные расходы — это реклама, аренда и гонорар лекторам. Проект постепенно выходит на операционную окупаемость. Через год планируем выйти на чистую прибыль 500 000 руб. в месяц.
В среднем сейчас на организацию одной лекции уходит от 10 000 до 15 000 руб. Туда входит аренда, гонорар лектору, кейтеринг, а самый большой процент уходит на рекламу.
— Что оказалось самым сложным?
— Это наш первый самостоятельный бизнес-проект, и пока самое сложное — это правильно распределить время и силы. Команда состоит всего из двух человек — я и муж Иван, поэтому иногда не хватает времени воплотить все свои планы.
Поиск лекторов тоже отнимает много времени и иногда подкидывает сюрпризы. Мы проводим около 6–10 собеседований на место. Однако бывали случаи со скабрезными анекдотами от лектора, другой преподаватель просто пропал за несколько дней до лекции. Сейчас поменяли критерии выбора лектора и собрали целую методичку для подготовки к лекции. Гонорар лекторов составляет от 2000 до 5000 руб. в зависимости от опыта и популярности лекций. Мы помогаем расти лекторам и достаточно быстро увеличиваем гонорар. Наша цель, чтобы каждый лектор получал от 5000 руб. за лекцию.
Еще, как оказалось, в Петербурге не так много хороших площадок для проведения лекций. Либо они находятся в труднодоступных местах, либо стоят дорого, при этом не имея качественного оборудования. Наш проект низкомаржинальный, и сейчас мы не можем арендовать дорогие помещения. И мы до сих пор тратим много времени для поиска своей собственной площадки.
Как мне кажется, залог успешного образовательного проекта — это интересные темы и профессиональные лекторы. Информации много, но не так много людей, которые могут в этом потоке выбрать главное и грамотно и понятно об этом рассказать.
— Как вы продвигаете свою школу?
— Facebook и Instagram — основные двигатели продаж. Мы активно развиваем соцсети, делаем интересные подборки материала и рекомендации от лекторов. Сотрудничаем с местными блогерами: подбираем их согласно собственному ощущению схожести взглядов и ценностей нашего проекта.
— Какие у вас планы на развитие школы?
— Мы хотим расширить количество направлений до запланированных пятнадцати, запустить лекции по экономической грамотности и нейробиологии. Помимо этого, хочется сделать лекции о вине или кофе с дегустацией, чтобы научиться разбираться в тонких нюансах и правильно выбирать сорта.
Также у нас намечалась отдельная программа под названием «Человек месяца», где мы организуем встречу с человеком с необычной судьбой. В мае мы пригласили бывшую узницу концлагеря Стеллу Владимировну, которая рассказывала про свое детство в Равенсбрюке. Пожалуй, это была одна из самых эмоциональных встреч. Осенью хотим продолжить развивать это направление и приглашать новых гостей.
Моя личная мечта — сделать подкаст с нашими лекторами, где мы могли бы объяснять сложные темы на пальцах, обсуждать текущие новости и развеивать мифы и всеобщие заблуждения.
Но самый интересный проект, которым хочется заниматься в будущем, — это выездные лекции за городом. Погружение в искусство или науку на два выходных дня: лекции, занятия на свежем воздухе, йога со специалистами, дегустация вина и баня. В стоимость также будет входить проживание и трансфер. Пробный запуск постараемся сделать уже в этом году.
— Какой совет вы можете дать женщинам, которые начинают свое дело?
— Не стоит бояться начинать новое и менять область деятельности. Но и быстрых результатов тоже ожидать не следует. Будьте готовы к большой работе, это захватывает!
Если вдруг вы решили открыть собственный лекторий, убедитесь, что в вашей команде профессиональные лекторы. Это 50% успеха, так как аудитория ходит именно на рассказчика, а не в лекторий. Умение заражать публику и интересно подавать материал крайне важно!
Не ждите быстрой прибыли. Образовательный проект достаточно низкомаржинальный бизнес, и очень важно нарастить постоянную аудиторию. Это может занять более полугода.
Не спешите обзаводиться собственной площадкой, для лекций можно брать подходящее вам помещение в почасовую аренду. И по нашему опыту, в Петербурге все избалованы бесплатными лекциями, поэтому убедитесь, что ваши темы будут интересны аудитории, а площадка комфортна для проведения лекции.