Хобби Мотозаезд Gentleman's Ride: как это устроено
Хобби
Мотозаезд Gentleman's Ride: как это устроено
© Алексей Калабин
25 сентября по всему миру прошел мотозаезд The Distinguished Gentleman's Ride, пять лет назад родившийся в Австралии под влиянием сериала Mad Men. Почему тон мотоциклетной моде задал Дон Дрейпер и как влиться в сообщество джентльменов, узнал «РБК Стиль».

С The Distinguished Gentleman's Ride Москва познакомилась в 2013 году, когда по городу проехали несколько десятков красиво одетых мужчин — севших на классические модели мотоциклов. Причем не одной эстетики ради: уходящий корнями в Сидней заезд, основанный Марком Хаувой и с каждым годом стремительно распространяющийся по миру, нацелен на благотворительность — средства здесь собирают на защиту мужского здоровья и, в частности, борьбу с раком, а с этого года — и на сопротивление депрессивным расстройствам. Если в 2012 году на мотоциклы в 64 городах мира сели 2,5 тыс. человек, то теперь количество последних перевалило за 57 тыс. А собрано в этот раз было почти $3,5 млн.

© Алексей Калабин

В Москве все было так: воскресный полдень, Наставнический переулок, беспрецендентное для столицы количество красивых мужчин на красивых мотоциклах, собравшееся по соседству с клубом Наука и Искусство. Прошлый раз, пусть и в меньшем составе, группа Gentleman's Ride уже встречалась в сентябре 2015-го, в еще более камерном — еще на год раньше, а первый заезд, 2013-го года, и вовсе был уделом нескольких энтузиастов. Часть из них сегодня отвечает за сердце московской мотокультуры — оно бьется в дальнем углу одного из дворов Столешникова переулка и так удачно запрятано, что открывается новым людям либо по чьей-то наводке, либо по воле случая. Хотя с тех пор, как «Энтузиаст» попал в путеводители Lonely Planet, недостатка в интересующихся, по словам создателей, нет. Пусть идея открыть кафе, где можно было бы даже чинить мотоцикл за чашкой кофе, канула в лету, «Энтузиаст» закрепился в столице как место встречи всех, кто увлечен мотоциклетной темой. Именно туда после красивого райда и его финала в баре «Стрелка» отправились главные герои заезда — отмечать свершившееся в уже совсем неформальной обстановке.

Отмотав время на семь часов назад, слышим следующее: «Как только вы заняли место в колонне, вы его не меняете!». Собрав всех за двадцать минут до старта, один из организаторов, Михаил Кыштымов объясняет всем правила движения и тонкости маршрута. После все в момент рассаживаются по местам и начинают выстраиваться на Наставническом. Несколько снимков, последние приготовления — и старт, по Костомаровскому мосту колонна мотоджентльменов уезжает в двухчасовой райд.

В этом году Gentleman's Ride в четвертый раз официально прошел в Москве и второй — в Санкт-Петербурге, а кроме того, по словам организатора Алексея Калабина, заезд поддержали и в других крупных городах России — например, в Нижнем Новгороде и Казани. Участвуют в райде не только мужчины, но и женщины — все потому, что главный критерий отбора: модель мотоцикла и внешний вид. На Gentleman's Ride возьмут всех, у кого есть классические модели мотоциклов в стиле Cafe' Racer, Bobber, Classic, Tracker, Scrambler, Old School Chopper, Modern Classic, Sidecar, Classic Scooter и Brat Styled, а также желание принять правила заезда — касающиеся, в числе прочего, дресс-кода. Почему многие делают это из года в год, «РБК Стиль» узнал у организаторов Gentleman's Ride и нескольких его участников.

© Алексей Калабин

Алексей Калабин
Фотограф, организатор The Distinguished Gentleman's Ride в Москве

Первый в мире Gentleman's Ride прошел в 2011 году, но тогда он был нацелен не на сбор средств, а на то, чтобы показать: мотоциклисты — это джентльмены. Позже к создателям заезда пришла благотворительная организация, он стал официальным и международным, и поэтому история The Distinguished Gentleman's Ride ведется с 2012 года.

Первый российский заезд тоже был неофициальным. Было человек шесть, шел дождь, никто особо не наряжался, но на следующий год все было гораздо лучше. В прошлом году в Gentleman's Ride участвовали 106 мотоциклов, мы сделали масштабный райд по главным московским улицам и закончили большим праздником в «Энтузиасте». И было довольно трудно всех здесь уместить — мотоциклы мы расставляли буквально по всем дворам Столешникова переулка. В этом году мероприятие поднялось на другой уровень: на нас вышел часовой бренд Zenith, который поддерживает фестиваль по всему миру и помогает с организацией, призы для участников предоставили наши друзья из Dockers, Chop Chop и Barbour.

Сам я часто снимаю мотоциклистов, и особое внимание уделяю именно стилю и красоте образа. Регулярно езжу в Биарриц на крупный мотофестиваль «Wheels & Waves». Его организаторы стали проводниками мотомоды во всем мире, многие производители мотоциклов и одежды заметили это и подстраиваются под общие тенденции. Франция — это вообще про тенденции. Там каждый второй мотоциклист — красивый. В Европе люди меньше всего думают о защите.​

Сейчас в московской команде Gentleman's Ride пять человек: это я, Миша Кыштымов, Семен Берчанский из «Энтузиаста», Женя Бернштейн и Полина Зотова из Гранмото, официального представителя бренда Truimph в России, — и мы все делаем своими силами, даже движение аккуратно сдерживаем сами, многие водители понимают нас и с радостью фотографируют колонну. В этом году маршрут было подготовить немного труднее: Москва превратилась в город перекрытий и фестивалей. В день Gentleman's Ride проходил Московский марафон. Перед заездом мы три дня подряд ездили по нашим любимым улицам и проверяли каждый светофор, чтобы не задерживать движение во время заезда и легко вести большую колонну по городу.

Должен сказать, что все это чистой воды энтузиазм: у всех куча другой работы, никто с этого мероприятия ничего не имеет. На оба города участников было около 180, и наш вклад в общую благотворительную копилку Gentleman's Ride невелик: мы собрали не больше тысячи долларов. 


 

© Семен Берчанский

Михаил Кыштымов
организатор The Distinguished Gentleman's Ride в Москве, работает на телевидении

Леша Калабин долго хотел организовать Gentleman's Ride и ждал своей очереди, так как это делал другой человек. И сегодня организаторы знают Лешу как лицо движения в России. Мы очень старые друзья, и я помогаю ему все осуществлять, в том числе ведя колонну.   

Я начинал кататься на скутере, потом пересел на мотоцикл. Сегодня ехал на BMW R 1150 R, раньше у меня был Ducati, но я хотел мотоцикл для путешествий и заказал его в Англии, где у него был хороший пробег — 120 тыс. км.

Вот в чем идея нас как мотоциклистов: мы не воспринимаем себя как отдельный жанр, нам важно быть органичными с окружающей средой. Хотелось бы показать, что мотоциклисты могут быть дружелюбными, нормальными членами общества. Что все может быть красиво и в рамках приличия. Хотя это и не отменяет шалостей — после финиша.

Для меня колонна — это живой организм, и мне очень нравится вести ее, я чувствую себя в некотором роде тепловозом. Моя задача — помочь каждому почувствовать драйв, ощутить себя частью слаженного механизма. А еще, чтобы это здорово смотрелось. По ходу заезда важно как можно меньше стоять, чтобы, не нарушая правил дорожного движения, двигаться по заданному маршруту. Все очень серьезно готовятся, в том числе в плане стиля. Я бы описал его как джентльменский, и в то же время несколько гаражно-хипстерский.


 

© Алексей Калабин

Евгений Елкин
организатор The Distinguished Gentleman's Ride в Санкт-Петербурге

В этом году у нас было около 60 участников. Маршрут петербургского The Distinguished Gentleman's Ride был проложен по центру города, на 25 километров: катались от Инженерного замка до площади Растрелли, от Смольного до Михайловского сквера, от Исаакиевского собора до Васильевского острова.


 

© Алексей Калабин

Семен Берчанский
со­владелец мотокафе «Энтузиаст»

Я катаюсь с 2010 года, и для меня мотоцикл — не основное средство передвижения. В черте города он становится определенным аксессуаром с характером. Если мотоцикл на райд, например, тебе предоставляет бренд, то о нем нечего сказать. О своем же я могу сказать много: во-первых, это классическая модель редкой итальянской марки — Moto Guzzi, во вторых — мне близка ее философия.

Для меня Gentleman's Ride это возможность показать, что все это движение имеет право быть. Философия европейская нам пока чужда, обычно все мотоциклисты едут в невероятной защите и вызывают визуальное отторжение. Более того, их начинают ненавидеть — за их неумение кататься или вести себя, за нарушение правил. Мотоциклизм вообще является странной субкультурой, но если поведение его участников вызывает негатив в обществе, то такие райды, как наш позволяют показать, что есть и нечто другое. Я сегодня перекрывал дороги, и это было не так-то сложно. Все видят мужчину в костюме, оценивают ситуацию и готовы немного подождать. Мы представляем визуальную альтернативу и другой стиль вождения.

Может быть, через некоторое время моя личная мечта воплотится, и девушки тоже будут активно ездить на мотоциклах. В Европе ведь это нормально, а у нас хрупкая девушка на байке — это wow-фактор. Что, конечно, говорит о недоверии к процессу. Хотя должен сказать, что четыре года назад мы не говорили бы с вами и о 99% того, что можем обсудить сейчас. Нам удалось создать культуру, которую люди поначалу не понимали, считая нас несерьезными. Но год от года ситуация улучшается.

Чтобы соответствовать образу джентльмена, нужно им быть.

© Алексей Калабин

Андрей Захаров
Директор проектов «Сбербанка»

На мотоцикле катаюсь с 2012 года, и уже четвертый год подряд участвую в DGR. У меня кастомизированный Harley-Davidson Sportster. Раньше ездил на стоковом мотоцикле, я его самостоятельно переделал в стиле Cafe' Racer. Чтобы соответствовать образу джентльмена, нужно им быть, а надевать стоит классику: сорочку, пиджак, брюки, ботинки. Вообще, мероприятие имеет немного ретро-привкус. Поэтому допускаются в том числе британские провинциальные, светские, колониальные и другие близкие образы. Помню, один участник был в образе гусара — в мундире и сапогах — и мотоцикл у него был подходящий, кастомизированный Royal Enfield. Из защитной экипировки минимум: перчатки и шлемы. Мотоколонна во время DGR идет небыстро, 30-40 километров в час, поэтому риски минимальны. Мотоцикл, считаю, не должен быть доминантой в личности человека. Поэтому я не одеваюсь как-то специально, чтобы сесть за руль — в комбинезоны, мотокуртки. Честно говоря, у меня даже нет такой экипировки. Я езжу на работу в пиджаке и брюках, могу приехать на деловую встречу в костюме. Мой мотоцикл меня дополняет, я его сделал таким. Заезд в этом году был неплох. Каждый год на DGR собирается все больше участников, количество тех, кто соответствующим образом оделся, тоже увеличивается. Это здорово. Рад быть частью этого.


 

© Алексей Калабин

Владимир Захаров
Заместитель директора департамента

На мотоцикле я катаюсь недолго — три года, и это была моя давняя мечта. Купили с братом подержанные «Харлеи», Sportster 1200, в стоке, и каждый год в них что-то меняем. Свой я разобрал до рамы, потом собрал заново. Пришлось привлекать профессионалов для его восстановления. На DGR ездим с братом с первого московского заезда — то есть, с 2013 года. Понравилась идея самого мероприятия — благотворительный мотовыезд на стиле. А поскольку нам чужда «классическая» мотостилистика (волосатые и пузатые мужики в образе «Mad Max»), и в целом, с небольшими деталями, это наша обычная городская одежда, то первые два года призы за лучший стиль забирали мы. Конечно, это было проще, чем сейчас — на первых выездах и участников было намного меньше — несколько десятков. В этом же году, например, было официально заявлено более 120 мотоциклов, а реально приехало сотни полторы, и это очень круто. Спасибо организаторам, что справились.

Одеваться, конечно, надо в определенном жанре, и все, кто регистрируется заранее, в курсе. К сожалению, некоторые не придают значения костюму, и общий эффект от мероприятия страдает. Это обидно, но, надеюсь, что это влияние быстрого роста движения, переходный период. Вкусу к одежде надо учиться — точно как к архитектуре, еде или музыке. То, что движение расширяется, меня лично радует. Со многими мотоциклистами, познакомившись в тусовке, мы пересекаемся и по работе. Получается такое братство, созданное не только на фундаменте мотоединства, но также благотворительности, стиля, духа.


 

© Алексей Калабин

Никита Богомолов
Визуальный дизайнер интерфейсов

Я участвую в Gentleman's Ride второй год, а сам катаюсь давно, уже лет семь. Сегодня я на чужом мотороллере — мотоцикл вчера сдал в ремонт. Я из команды «Энтузиаста» по названию одноименного кафе, его создали ребята из Clevermoto (объединение друзей вокруг любви к классическим мотороллерам), которое появилось, когда Дмитрий Пантюшин и Миша Кыштымов привезли в Москву около 50 реплик Vespa PX 150, собранной в Индии.

По мотоциклу очень легко считать приверженность владельца к определенному стилю. Какая радость, что выбор бесконечно велик. Одни предпочитают кожаный жилет с названием мотоклуба во всю спину — что является отсылом к американской культуре байк-клубов, а в нашей повседневности становится тесно связанным с пропагандистскими вещами и религией, что придает всему этому причудливую форму гротеска. Другим близка по стилистике история британских рокеров 80-х годов, которые улучшали свои мотоциклы с целью получения дополнительной мощности и устраивали гонки между собой — название Cafe Racer появилось как раз тогда. Они, в свою очередь, очень не любили парней на мотороллерах — субкультуру модов. Ее тоже интересно изучать — для тех, кому она близка.

Есть те, кто вдохновляется современными гонками и покупает технологичный спорт-байк, наряжается в комбинезон. Есть поклонники больших и удобных мотоциклов Gold Wing, их легко отличить по подсветке байка, фирменной кепке вместо шлема и странному выбору музыки, которая играет очень громко. Я предпочитаю ездить так, будто я вышел на прогулку, в естественной одежде, чтобы не приходилось полностью переодеваться у офиса. Наверное кожанка или классическая английская куртка не всем покажутся повседневной одеждой, но для меня это так.


 

© Алексей Калабин

Дима Салливан
Арт-директор, основатель Sulliwan studio

Я катаюсь третий сезон, все началось с покупки мотоцикла — еще до получения прав. Это был буквально мотоцикл моей мечты — Honda CB400SS. Меня прельщала эстетика движения, потому что езда должна быть не только комфортной, но и красивой. Заезд для меня — это, в первую очередь, встреча друзей, которая складывается раз в год, возможность посмотреть на новинки мотопрома и оценить количество участников, так как с каждым годом оно растет. Если первый, еще не официальный райд собирал несколько человек, то сегодня их здесь, по словам Леши Калабина, уже 190. А так наши главные места встречи — «Энтузиаст» и Красный октябрь (во дворе, где Burger Brothers и у «Стрелки»). Красивые скутеры бывают и на Цветном, например. Но в целом мы равномерно распределены по городу.

Сегодня я еду на BMW R 1100 R. Я искал совершенно иной мотоцикл, но друг скинул ссылку на этот байк — и это была любовь с первого взгляда. Через месяц после этого он появился здесь, в Москве, и я забрал его буквально накануне. Я заказал этот BMW на аукционе в Японии, местный рынок очень хорош, так как японцы ездят аккуратно, у них хорошие дороги и климат, мало битых мотоциклов. 


 

© Алексей Калабин

Тимофей Родченков
Начальник отдела по связям с инвесторами

Я участвую в заезде второй год, а вообще катаюсь лет шесть. Соблюдая правила дресс-кода — сегодня на мне костюм — я тем не менее считаю, что для города больше подходят кожаная куртка и джинсы. Это вопрос даже не удобства, а безопасности, в прошлом году я не доехал до старта заезда, потому что меня сбила машина. Я отделался порванными брюками, но потом всех догнал и отлично провел день и заезд. И снова здесь со своим Honda CB400SS


 

© Алексей Калабин

Василий Подтынников
Арт-директор спецпроектов РБК

Это мой первый заезд, и по-моему он прошел отлично, все понравилось. Те, с кем я успел пообщаться, тоже называют его лучшим в сравнении с предыдущими. Я катаюсь три года, у меня скутер Honda Joker 90, ему уже 20 лет. К первому Gentleman's Ride я готовился основательно и все, что составляет мой образ, подбирал специально к мероприятию.


 

© Алексей Калабин

Оля Алексенко
Персональный ассистент

За рулем мотоцикла я с 2003 года, но кастомной моделью обзавелась только в прошлом сезоне. Тогда же и получила приглашение принять участие в заезде DGR 2015. Сердце моего мотоцикла — двигатель Honda CB 750, все остальные его части подверглись основательным трансформациям. «Доктором» был Глеб Черный, известный представитель мотоциклетного кастомайзинга в Москве. Более узнаваемый по шильдикам GCS (Gleb Cherniy Speedshop). Выбор костюма на DGR — кропотливый труд: здесь необходимо не только соответствовать довольно строгому дресс-коду мероприятия, но и позаботиться о комфорте передвижения: а это перчатки, грамотно подобранная обувь, крой костюма. Плюс определенный нюанс: нужно отвечать образу «джентльмена», поэтому лично я делаю акценты на мужских образах и аксессуарах в целом. Девушки на мотоциклах все еще вызывают «​wow-эффект», но гораздо больший эффект вызывают мотоцикл, на котором ты ездишь, и образ, который ты несешь. Free-ride в футболке, рубашке и джинсах привлекает куда больше внимания, чем упакованные в кожу барышни на спортах (спортивные мотоциклы). Москве нужны «хлеб и зрелища» Я участвую в выезде DGR уже второй год: организаторы — молодцы! Вести колонну из 200 мотоциклов — великий дар. Мероприятие проводится исключительно на позитивной ноте, что позволяет тебе действительно насладиться заездом «​джентльменов»!​

© Алексей Калабин