Стиль
Впечатления Расизм и «голые дети»: громкие скандалы 2016 года
Стиль
Впечатления Расизм и «голые дети»: громкие скандалы 2016 года
Впечатления

Расизм и «голые дети»: громкие скандалы 2016 года

Фото: пресс-материалы Центра фотографии им. братьев Люмьер; kinopois.ru; Chris Pizzello/Invision/AP
Ушедший год был богат на скандалы. Не обошли стороной они и культуру. «РБК Стиль» вспомнил, из-за чего разгорались конфликты вокруг выставок, фильмов и музеев.

Расистский скандал церемонии «Оскар»

Церемонии «Оскар» 2016 года предшествовал громкий скандал. Недовольство тем, что среди претендентов на премию в актерских номинациях нет ни одного темнокожего артиста, выразили Спайк Ли и Джада Пинкетт-Смит. Ли заявил, что не станет поддерживать «лилейно-белую» церемонию вручения наград, а также обратил внимание на то, что за последние два года на премию были выдвинуты 40 белых исполнителей и ни одного темнокожего. А Джада, актриса и супруга Уилла Смита, отметила, что не намерена ни посещать, ни смотреть церемонию вручения наград по телевидению. «Темнокожие люди всегда рады каждой церемонии. Мы часто развлекаем собравшихся, но редко бываем отмечены за свои актерские достижения», — написала она на своей странице в Facebook.

Расизм и «голые дети»: громкие скандалы 2016 года

В ответ на обвинения в расизме руководство Американской киноакадемии, ежегодно вручающей премию «Оскар», пополнилось представителями нацменьшинств. В совет управляющих Академии вошли афроамериканец, латиноамериканец и представительница Южной Кореи. Скандал, по мнению экспертов издания The Hollywood Reporter, привел к тому, что рейтинг трансляции церемонии «Оскар», прошедшей 28 февраля, оказался самым низким за последние семь лет. В прямом эфире ее посмотрели 34,3 млн зрителей.

 

 

Скандал вокруг еще не вышедшего фильма «Матильда» Алексея Учителя

Премьера исторической драмы Алексея Учителя «Матильда» запланирована только на осень 2017 года, но вокруг фильма уже успел разразиться скандал. Летом 2016-го в интернете появилась петиция, авторы которой требовали «отменить картину», а ее содержание называли «сознательной ложью». Позже к ним подключилась депутат Госдумы Наталья Поклонская, обратившаяся в прокуратуру с просьбой проверить фильм на предмет оскорбления религиозных чувств верующих. Правда, сама она ленту не смотрела, а прокуратура нарушений не выявила. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в свою очередь заявил, что в Кремле не могут сформировать позицию по отношению к ленте, так как ее еще нет. Картина Алексея Учителя «Матильда» посвящена отношениям балерины Кшесинской и Николая II. А в трейлере ленты звучит слоган — «Любовь, изменившая Россию».

 

 

Закрытие выставки «Без смущения» Джока Стерджеса

Выставка американского фотографа Джока Стерджеса открылась в Центре фотографии им. братьев Люмьер в начале сентября. Но лишь спустя две недели после этого член Совета Федерации Елена Мизулина объявила, что направила в прокуратуру запрос о проведении проверки экспозиции в связи с «публичной демонстрацией материалов с детской порнографией». Правда, ждать решения прокуратуры не пришлось. 25 сентября вход в Центр фотографии блокировали активисты организации «Офицеры России», а спустя несколько часов руководство галереи решило досрочно закрыть экспозицию. Директор Центра Наталья Григорьева объяснила решение нежеланием того, чтобы «завтра у Центра фотографии начались какие-то неприятности» из-за «неадекватного поведения». «Вчера весь вечер, сегодня всю ночь я получала угрозы абсолютно неадекватных людей», — заявила Григорьева 25 сентября.

 

 

Скандал вокруг выставки Яна Фабра в Эрмитаже

Выставка фламандского художника Яна Фабра открылась в Эрмитаже в октябре. И почти сразу оказалась в центре скандала. Закрыть ее требовали защитники животных, а в РПЦ экспозицию назвали «позорной». Эрмитаж за выставку вступился. В соцсетях музей запустил акцию #кошкизаФабра, а директор музея Михаил Пиотровский заявил, что они не реагируют на гневные отзывы, которые пишут люди, «которые на выставке не были». В Эрмитаж Ян Фабр привез ретроспективу из двух сотен объектов, которая продлится до 9 апреля 2017 года. Подготовка к ней растянулась на три года. Работы фламандца внедрили в основную экспозицию музея, а сама выставка протянулась по Зимнему дворцу и из него перешла в Главный штаб.

 

 

Скандал вокруг признания Бертолуччи

Кадр из фильма «Последнее танго в Париже»
Кадр из фильма «Последнее танго в Париже»

В ноябре 2016 года внимание вновь привлекло записанное еще три года назад интервью Бернардо Бертолуччи. В нем итальянский режиссер признался, что он и исполнитель главной роли в картине «Последнее танго в Париже» Марлон Брандо не предупредили актрису Марию Шнайдер о сцене изнасилования. Признание Бертолуччи вызвало осуждение со стороны многих голливудских актеров и режиссеров. «Обращаюсь ко всем, кто любит этот фильм: вы смотрите на то, как 19-летнюю насилует 48-летний мужчина. Режиссер планировал эту атаку. Мне плохо», — написала в своем Twitter актриса Джессика Честейн. А Крис Эванс отметил, что больше никогда не станет смотреть «Последнее танго в Париже». Фильм вышел на экраны в 1972 году, но на родине режиссера, в Италии, а также еще в ряде стран картина была запрещена к показу. Сам Бертолуччи был приговорен к четырем месяцем условного срока за непристойность.

 

 

Никита Михалков против «Ельцин-центра»

Фото: Донат Сорокин/ТАСС

В декабре 2016 года Никита Михалков выступил с критикой «Ельцин-центра». Режиссер обвинил музей в «инъекциях разрушения» самосознания людей и их представления о том, что такое история России. На слова Михалкова живо отреагировали пользователи социальных сетей и Наина Ельцина. Вдова первого президента России обвинила режиссера во лжи. «Это же в голове не укладывается. Как можно критиковать то, что не видел?!», — недоумевала Ельцина. Посетить музей Михалкова пригласил лично губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев. «Если бы я знал ваши фильмы только по пересказам, они бы мне тоже могли не понравиться», — отметил чиновник и сказал, что ждет Михалкова в Екатеринбурге. Режиссер в город приехал, но после посещения «Ельцин-центра» своего первоначального мнения не изменил. «Здесь показывают прекрасный, профессионально созданный миф о нашей стране», — заявил Михалков после экскурсии по музею.