Стиль
Впечатления Поддельным мил не будешь: громкие фейки на арт-рынке
Стиль
Впечатления Поддельным мил не будешь: громкие фейки на арт-рынке
Впечатления

Поддельным мил не будешь: громкие фейки на арт-рынке

Поддельным мил не будешь: громкие фейки на арт-рынке
Sotheby’s оказался в центре скандала, связанного с продажей поддельной картины. Аукционный дом возместит покупателю $850 тыс. за оказавшееся фейком полотно Пармиджанино. «РБК Стиль» вспомнил другие громкие скандалы с поддельными произведениями искусства.

Франческо Пармиджанино «Святой Иероним»

Полотно «Святой Иероним», приписываемое итальянскому художнику эпохи Возрождения Франческо Маццоле, более известному под прозвищем Пармиджанино, было продано на торгах Sotheby’s еще в 2012 году. Тогда оно ушло с молотка за $842,5 тыс., которые теперь аукционный дом будет вынужден вернуть покупателю.

Франческо Пармиджанино «Святой Иероним»
Франческо Пармиджанино «Святой Иероним»

Причина — картина оказалась подделкой. Неладное специалисты аукционного дома заподозрили после того, как выяснилось, что полотно перед продажей прошло через руки арт-дилера Джулиано Руффини, который ранее уже был замешан в реализации фейковых произведений искусства. «Святой Иероним» был отправлен на экспертизу, которая выявила наличие на холсте образцов синтетической краски, относящейся к XX веку, сообщал The New York Times.

 

 

Лукас Кранах Старший «Венера»

В 2016 году еще одно полотно, ранее проданное на Sotheby’s, назвали подделкой. Речь идет о «Венере» 1531 года Лукаса Кранаха Старшего. В 2013 году на торгах аукционного дома картина за €7 млн была куплена самим княжеским домом Лихтенштейна, а его продавцом выступала лондонская галерея Colnaghi — одна из старейших в мире. Подлинность живописной работы тогда подтвердили специалисты по творчеству Кранаха. Но спустя два года было возбуждено дело об авторстве полотна. В итоге в 2016-м полиция изъяла «Венеру» с выставки в Центре искусств Экс-ан-Прованса.

Лукас Кранах Старший «Венера»
Лукас Кранах Старший «Венера»

Поддельный Кранах — лишь одна из свыше двух десятков картин старых мастеров, которые фигурируют в деле о мошенничестве, писал в октябре прошлого года портал Artnet. Помимо Кранаха в нем также значатся полотна Франса Хальса, Орацио Джентилески и других. А общий размер финансовых потерь в случае, если картины старых мастеров окажутся поддельными, оценивается в более чем четверть миллиарда долларов.

 

 

Караваджо «Юдифь. Усекновение головы Олоферна»

В апреле 2016 года одной из самых обсуждаемых тем у представителей арт-рынка была находка картины «Юдифь. Усекновение головы Олоферна», приписываемой кисти Караваджо. Полотно было случайно обнаружено в одном из частных домов Тулузы. У его владельца протекала крыша, и он отправился искать причину течи. А вместо этого нашел на чердаке картину, которая, по мнению экспертов, может датироваться 1600 годом и принадлежать кисти Караваджо. Правда, последнее все же вызывает сомнения. Есть те, кто считают полотно подлинником и даже называют его самой важной находкой последних 20 лет. А вот эксперт Мина Грегори назвала «Юдифь. Усекновение головы Олоферна» подделкой.

Караваджо «Юдифь. Усекновение головы Олоферна»
Караваджо «Юдифь. Усекновение головы Олоферна»

Как бы то ни было, полотно уже оценили в €120 млн. Сейчас полотно находится во Франции, где ему присвоен статус «национального достояния». Это значит, что картина не может покинуть страну, а у местных культурных институций есть время, чтобы подумать над ее покупкой. Власти рассудили, что даже если это и не подлинник Караваджо, то в любом случае живописная работа является важным образцом школы художника.

 

 

Мебель XVIII века для Версальского дворца

В неприятную историю с покупкой поддельного антиквариата попали и музеи Версаля. Летом 2016-го французская полиция задержала двух специалистов по мебели XVIII века — представителей авторитетных галерей Aaron и Kraemer. Билл Палло и Лоран Кремер обвинялись в том, что выдали за подлинники два мебельных ансамбля, проданные музеям Версаля. Euronews отмечал, что хранители Версаля полагали, что оплаченные из государственной казны предметы интерьера не просто относятся к эпохе Людовика XV, но и принадлежали одной из фавориток императора — мадам Дюбарри.

Версальский дворц
Версальский дворц

На деле мебель, обошедшаяся в несколько миллионов евро, оказалась новоделом. Любопытно, что антиквар Шарль Ореман предупреждал руководство музеев Версаля о покупке подделок, но его словам тогда не вняли.