Стиль
Впечатления Почему великий художник Илья Репин так и не вернулся на родину
Стиль
Впечатления Почему великий художник Илья Репин так и не вернулся на родину
Впечатления

Почему великий художник Илья Репин так и не вернулся на родину

Фото: Итар-Тасс
Илья Репин был, пожалуй, самым востребованным советской пропагандой художником дореволюционной России. Но умер он вовсе не в России и наотрез отказался возвращаться на родину. При том, что нищенствовал и в 80 лет лично возился с грядками и доил козу.

Финский когда-то поселок Куоккала, расположенный в 45 км от Петербурга, сегодня носит имя Репина. Главная достопримечательность поселка – усадьба Пенаты, в которой Илья Репин, по собственному признанию, провел лучшие годы жизни. Нынешние Пенаты – это чистый новодел. В 1944 году усадьбу стерли с лица земли наши же войска. По стечению обстоятельств в репинском доме располагался штаб финского командования. Сперва этот участок берега выжгли катюшами, а потом, для верности, его «перекопала» тяжелая артиллерия. Исчез даже холмик, на котором похоронен художник.

При восстановлении место, где находилась могила, определили условно и насыпали новый холм. Зато экспонаты в «Пенатах» самые что ни на есть подлинные. Перед войной их успели вывезти в Ленинград и спрятать в хранилище, расположенном в подвалах Академии художеств, носящей опять же имя Репина.

Музей-усадьба "Пенаты", 1980 год

 

 

С заболоченным участком леса на берегу Финского залива связаны самые драматические эпизоды в жизни Ильи Ефимовича. Маленький хутор в поселке Куоккала он приобрел в 1899 году на имя любовницы Натальи Нордман. Ради дамы, которая была младше его на четверть века, художник бросил жену и четверых детей. Финский хутор Репин преобразил по собственному проекту – собственноручно сажал деревья и копал каналы, при помощи которых удалось создать систему небольших озер.

Несмотря на богатство и известность, Репин, при жизни ставший классиком русского искусства, всегда тянулся к простоте. Круглый год художник спал на свежем воздухе, на балконе, из-за необычной формы носившем название «Аэроплан». Летом живописец просто засыпал на воздухе, а зимой пользовался спальным мешком. Там же, на «Аэроплане», Илья Ефимович частенько брался за кисти. В музее сохранилась коллекция вещей, использовавшихся мастером для создания композиций. Уникальную коллекцию казацкого оружия Репин собрал сам, путешествуя по Запорожью. Немногие знают о том, что художник лично проводил археологические раскопки. В числе прочего Репин откопал череп воина времен Запорожской Сечи. Уникальную находку можно увидеть сразу на нескольких картинах мастера.

Сам Репин признавал, что с картины "Бурлаки на Волге" "началась моя слава по всей Руси великой". 

 

 

Впрочем, в Пенатах знаменитый художник не только работал. Там же он регулярно устраивал праздники. Особо известны были репинские среды. Для своих гостей Репин устраивал вегетарианские обеды, фирменными блюдами на которых были жаркое из травы и котлеты из клюквы. Неоднократно на них бывали Максим Горький, Сергей Шаляпин и живший по соседству Корней Чуковский. Описывая в мемуарах свою жизнь в 1916 году, Владимир Маяковский писал, что денег у него не было совсем, а выжил он исключительно благодаря репинским средам.

Между тем жизнь за забором усадьбы шла своим чередом. Наступил 1917 год. События февраля Репин встретил с радостью, а вот октябрьского переворота просто не заметил, хотя как раз в это время находился в Петрограде. Осенью 1917 года Репин работал над портретом английского посла Джорджа Бьюкенена. Художник был настолько увлечен творчеством, что не обращал никакого внимания на то, что происходило вокруг.


После октябрьской революции антимонархический уклон в творчестве Репина сменился на антисоветский. На фото - его картина "Большевики. Солдаты Троцкого отнимают у мальчика хлеб"

В это самое время англичанин спешно собирал вещи, для того чтобы бежать из города, захваченного большевиками. Друзей Ильи Ефимовича – министров временного правительства Третьякова и Терещенко – арестовали и вскоре расстреляли. Крайне вовремя Репин перебрался в Пенаты на территории независимой уже Финляндии. Незадолго до этого большевистское правительство национализировало деньги, находившиеся на частных счетах в Госбанке. Живописец, известный на весь мир, без средств к существованию оказался в чужой стране. Именно тогда в Пенатах появился большой огород. Илья Ефимович, которому уже перевалило за 70, сажал картошку и морковь, а кроме того, возился с козой – пас и доил рогатую.

Оказавшись за рубежом, он, однако, так и не отказался от российского гражданства и не принял подданства Финляндии. В Пенатах живописец жил по так называемому нансеновскому паспорту. Известный путешественник сам разработал форму документа, позволяющего эмигрантам, не желающим порывать связи с родиной, жить в любой стране.

В советской России отсутствия живого классика сперва никто не замечал. Потом, когда работы Репина стали активно использоваться в пропагандистских целях, большевики начали активно добиваться его возвращения назад. Автор ставших культовыми «Бурлаков на Волге», «Отказа от исповеди» и картин о революции 1905 года не мог жить в государстве, ставшем вражеским. Письма с предложениями вернуться назад Репину неоднократно писал сам Климент Ворошилов. В 1926 году в Пенаты прибыла целая делегация сотрудничавших с новой властью художников во главе с учеником Репина Исааком Бродским. Илье Ефимовичу они привезли подарок от советского правительства – конверт с $2 тыс.

Репин радушно встретил старых знакомых, подарок взял, но возвращаться в советскую Россию все равно отказался. Ведь именно в тот момент, несмотря на письма Ворошилова, дочь и внучку Ильи Ефимовича, живших под Витебском, выселили из собственного дома и включили в список на отправку в Сибирь. Та же судьба запросто могла постигнуть и автора «Бурлаков на Волге», тем более что советской власти было что ему припомнить. Лишения первых лет вынужденной эмиграции радикально изменили вектор творчества мастера. Хотя можно сказать и иначе: живописец остался верен себе и занимал подчеркнуто антигосударственную позицию. Если раньше 
он пытался увековечить тех, кто боролся с царизмом, то теперь, отвлекаясь временами от приносившего ему хороший доход жанра портрета, описывал неприглядность советской власти. Был он человеком твердых убеждений. А одно из них состояло в том, что «сaмaя блaгoтвopнaя и пoлeзнaя для чeлoвeчecтвa идeя, ecли oнa ввoдитcя пpaвитeльcтвoм в пoдвлacтнoй cтpaнe пo пpинyждeнию, быcтpo дeлaeтcя Бoжьим нaкaзaниeм нapoдy».

По воспоминаниям современников, полотно «Большевики. Солдаты Троцкого отнимают у мальчика хлеб» Илья Ефимович считал не менее эпохальным, чем знаменитых «Запорожцев», часто и с охотой тиражировал. Подобные сюжеты оказались востребованы в условиях независимой Финляндии. Антисоветские картины охотно покупали как финны, так и эмигранты, что приносило Репину стабильный доход.

К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Окончательно же подкосила его внезапная смерть Натальи Нордман. Репин постоянно болел. Сердце Ильи Ефимовича остановилось 29 сентября 1930 года. Неделю спустя его похоронили в маленьком склепе, возведенном на холмике, который он сам выбрал для собственного захоронения.

 

 

 

Репин и мифы


 

«Картина Репина «Приплыли» — фраза, прочно вошедшая в народный фольклор. Между тем среди тысяч картин, написанных Ильей Репиным, такой попросту не существует. А своим рождением фраза обязана обычной путанице. Работы Ильи Репина экспонируются во многих музеях России. И в Сумском художественном музее они выставлялись рядом с работами еще одного художника – Льва Соловьева. Среди них было и полотно «Монахи. (Не туда заехали)».
Это бытовая сценка, когда лодку с монахами течение прибило к берегу реки, где купаются обнаженные крестьянки. В глазах монахов так и читается то самое «Приплыли…». Из-за соседства картин ее авторство народная молва ошибочно приписала более известному Репину. Отсюда и пошла путаница.

А вот чего большинство людей не знает, так это того, что Репину мы обязаны фразой
«о вкусах не спорят». Правда, в оригинале эта цитата из его мемуаров «Далекое близкое» звучала чуть более развернуто: «Вкycы к иcкyccтвaм дo тaкoй cтeпeни индивидyaльны, чтo 
ни пoд кaкиe зaкoны, вepoятнo, иx пoдвecти нельзя, и o ниx дaвнo yжe нe cпopят».

 


Сергей Андреев