Стиль
Герои Человек-история. Памяти Олега Табакова
Герои

Человек-история. Памяти Олега Табакова

Фото: Александра Яковлева / ТАСС
Не делая попыток перечислить все этапы карьеры всенародно любимого артиста, вспоминаем, каким помнят Олега Табакова миллионы зрителей и каким знают его коллеги и ученики.

Как-то незаметно получилось, что выросло несколько поколений, для которых Олег Табаков — фигура предустановленного знания. Это Кот Матроскин из «Простоквашино», Шелленберг из «17 мгновений весны» или Обломов. У кого-то эти фильмы пришлись на детство, у кого-то — на юность, у других — на взрослую, сознательную жизнь.

Кадр из фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова», 1979
Кадр из фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова», 1979

Вместо Кота Матроскина можно подставить кота Гарфилда, или Барбоса из «Бобик в гостях у барбоса», или Ежика в «Ежике плюс черепаха», вместо Шелленберга — Людовика XIII из «Д`Артаньяна и трех мушкетеров», вместо Обломова — одного из отцов в «Сироте казанской». Театралы разных поколений и вовсе могут рассуждать о современном театре на примере ролей Олега Табакова: один из основателей «Современника» — в 1950-е, основатель «Табакерки» — в 1980-е, реформатор МХТ им. А.П. Чехова — в 2000-е, один из главных защитников молодых и талантливых — в 2010-е.

 

 

Актер театра

Андрей Бурковский*: «Когда на втором курсе я вводился на роль Пастора в спектакле "Примадонны", во время репетиции в зал вошел Олег Павлович:

— Ну чего ты тут, как?

— Нервничаю, Олег Павлович.

— Ну, на твоем месте я бы тут уже умер.

Однажды я сыграл совсем маленькую роль, Президента суда, в спектакле "Пиквикский клуб", после чего Олег Павлович пришел за кулисы и подарил мне ярко-оранжевую, очень сладкую хурму. Я ее ел и думал, что это какая-то особенная хурма, после которой я буду играть особенно хорошо. Кстати, постоянно пользуюсь советом Табакова: если каждый день хотя бы 15 минут думать о спектакле, в котором занят, твоя роль обязательно будет расти». 

Без голоса Олега Табакова, его мягкой улыбки, фирменного лукавства и особенного обаяния невозможно представить ни современный театр, ни советское кино. Ровно так же невозможно без него представить и советский театр, и телевидение.

Актер, узнавший, что такое инфаркт, уже в 29 лет, Табаков до последнего выходил на сцену — в марте он должен был в очередной раз сыграть Бургомистра в спектакле Константина Богомолова «Дракон». В этой постановке, где розовое оказывалось страшнее черного, он выезжал в инвалидной коляске, с мигалками и оказывался самым страшным воплощением зла, зла с очаровательной и такой знакомой каждому улыбкой.

Сцена из спектакля «Дракон»
Сцена из спектакля «Дракон»

Есть мнение, что в спектаклях Богомолова Табаков сыграл одни из лучших своих ролей. А исповедью и предчувствием стала роль ювелира Мориса Ходжера, мастера, ожидающего смерть, но до этого непременно должного встретить английскую королеву. И удивительная ирония судьбы: когда раздавали «Золотые маски» за тот сезон, награду получил не Олег Табаков, казавшийся в этой роли бестелесным воплощением кротости к собственной судьбе, а совсем юный Сергей Волков из Театра Ленсовета — за роль Брехта в спектакле, который со вчерашними студентами поставил Юрий Бутусов. Кажется, на этот эпизод на каком-то космическом уровне повлияла удивительная способность Табакова пропускать вперед и благословлять молодых.

Еще один спектакль Константина Богомолова — «Год, когда я не родился» по пьесе Виктора Розова «Гнездо глухаря» — будто закольцовывает актерскую судьбу Олега Павловича: когда-то он был розовским мальчиком, а первыми двумя спектаклями на сцене «Современника» у молодого Табакова стали «Вечно живые» и «В поисках радости» — тоже именно по Розову. Теперь же он играет партийного функционера Степана Судакова, а его сыном, еще одним розовским мальчиком, становится Павел Табаков, впервые вышедший на сцену в ансамбле со знаменитым отцом.

 

 

 

Менеджер

Евгений Миронов: «Все случилось в считаные минуты. Помню, как лихо Табаков подъехал к театру на своей машине, чуть не задев меня, хлопнул дверцей и помчался вверх по лестнице. Я попытался остановить его стремительное движение заветным словом "Саратов". Он среагировал, на ходу обернувшись ко мне, и тут я сказал, что хочу у него учиться …И вдруг Табаков, продолжая подниматься, начал диктовать мне номер своего телефона. Сейчас, спустя десятилетия, я понимаю, насколько значительным был тот его поступок — я далеко не всем даю свой телефон, особенно мальчикам и девочкам, которые ждут меня у служебного входа. Даже если они приехали из Саратова. Мне было нечем записать, и я несколько раз переспросил номер у Олега Павловича (у меня всегда была неважная память на цифры), и он наконец остановился и повторил мне все очень медленно».

Гениальность театрального менеджера, умеющего находить исключительно верную интонацию и вести за собой к успеху, Олег Табаков доказывал не раз. В одном из интервью он рассказывал, что, когда только возглавил МХАТ им. Чехова, посещаемость была около 42 процентов, сейчас же — больше 99. Кстати, переименовать МХАТ им. Чехова в МХТ, как было при Станиславском и Немировиче-Данченко, — тоже его инициатива. 

Олег Табаков был одним из шести основателей «Современника», самым юным, — он входил в студию молодых актеров на базе Школы-студии МХАТ, созданную в 1957 году Олегом Ефремовым. С 1970 года Табаков шесть лет работал директором «Современника», поддержав Галину Волчек, сменившую Ефремова в роли художественного руководителя.

В 2000 году, став худруком МХТ им. А.П. Чехова, он взял курс на полное обновление репертуара, приглашал на постановки молодых режиссеров.

И когда в 2010-е началось обновление художественного руководства московских театров, худруками стали те, кому Табаков давал карт-бланш на сценах «Табакерки» или МХТ им. А.П. Чехова: Миндаугас Карбаускис сейчас худрук Московского театра им. Вл. Маяковского, Евгений Писарев — худрук Московского театра им. А.С. Пушкина, Кирилл Серебренников — худрук «Гоголь-центра».

Был он и одним из первых, кто написал письмо в защиту режиссера Тимофея Кулябина, когда верующие Новосибирска решили оскорбиться оперой «Тангейзер».

Открытие новой сцены театра под руководством Олега Табакова в Москве

Открытие новой сцены театра под руководством Олега Табакова в Москве

 

 

Педагог

Марина Зудина: «Мама сказала: "Если тебя не примет Табаков, то тебя никто не примет. Олег Павлович — единственный человек, который по блату не принимает"».  

Яна Сексте: «Помню, как на курсе вместе с Сашей Хошабаевым репетировали отрывок из "Фигаро". Ставил Димка Петрунь. Я — Сюзанна, Сашка — Фигаро. Играли любовную сцену, где Сашка должен был прижимать меня к стенке. И, видимо, получалось у нас не очень убедительно, потому что Табаков вдруг встал и говорит:

— Господи, ну почему я должен вам это показывать? Сексте, к стенке. Покажу, как нужно девок щупать!

Я хохотала и не могла остановиться: он меня щупал, мне было ужасно щекотно, а он все не прекращал.

— Не хохочи! – приказал он мне. — Я же делом занимаюсь».

Авангард Леонтьев: «Табаков лично приучал студийцев к тому, чтобы рядом с раковиной, где люди мыли руки, всегда находилось чистое вафельное полотенце. А однажды он взял швабру и убрал всю туалетную комнату до идеально чистого состояния, показав молодежи советского периода, что и в туалете могут царить только приятные запахи». 

Олег Табаков — педагог, воспитавший Владимира Машкова и Евгения Миронова, Марину Зудину и Ирину Апексимову, Сергея Безрукова и Филиппа Янковского. Перечислять можно долго, и быстро станет понятно, что отличительная черта школы Олега Табакова — удивительная востребованность тех, кто ее прошел.

Два курса Олег Табаков набирал в ГИТИСе (в том числе и тот, который стал основой и костяком «Табакерки»), пять — в Школе-студии МХАТ.

Олег Табаков (в центре) со своими учениками - студентами школы-студии МХАТ, 1985
Олег Табаков (в центре) со своими учениками - студентами школы-студии МХАТ, 1985

Кроме того, Олег Павлович — основатель Московской театральной школы Олега Табакова, которая в театральном мире называется колледжем и славится строгостью требований к воспитанникам и высоким уровнем подготовки. Студенты школы живут в обязательном порядке в общежитии с довольно жесткими правилами и учатся круглые сутки, зато оказываются готовы даже в юном возрасте делить сцену на равных с другими выпускниками своего мастера. 

 

 

Актер кино

Максим Матвеев: «Съемки в кино нередко пересекались по времени с репетициями в театре, и я просил разрешения зайти к нему в гримерку для короткого разговора.

— Ну что там у тебя?

— Олег Павлович, меня в кино приглашают сниматься. Работа серьезная, не халтура.

— Старик, ну ты же не крепостной, подумай и выбери сам».

Антон Табаков: «Кромешная темень. Поблизости никого и ничего, и только вдалеке маячат огоньки. Мы выбрались из кювета и пошли на них в надежде найти хоть какую-то подмогу. Постучали в дверь первого же дома. Она открылась, и до нашего слуха донесся голос Иосифа Кобзона, который пел «Не думай о секундах свысока». Шел вечерний показ фильма «17 мгновений весны», нас пригласили в теплый дом, где на почетном месте стоял телевизор, а на его маленьком экране, с водяной линзой, мелькали нечеткие силуэты папы и Вячеслава Васильевича Тихонова. Возникла пауза — люди узнали в стоящем перед ними промокшем и вымазанном глиной человеке Вальтера Шелленберга, но никак не могли поверить своим глазам».

В кино Табаков сыграл около 120 ролей. Народный артист СССР, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», обладатель многих наград, в свое время он получил письмо с благодарностью от потомков Шелленберга — за человечность в создании образа. А антигерои у Табакова получались такими обаятельными, что не полюбить их было невозможно. Божеское наказание Юфимия Эндрю в «Мэри Поппинс, до свиданья», или Кощей Бессмертный в «После дождичка в четверг», или самый нежный Илья Ильич Обломов, или алкаш Суходрищев в «Шырли-мырли». По ролям Табакова можно изучать историю отечественного кинематографа, правда, изучать — слово не самое подходящее, слишком сильна магия актерского обаяния Табакова. И невероятна сама мысль, что теперь она останется только на экране и в воспоминаниях.

* Все цитаты приведены по изданию «Табаков русской сцены», выпущенному в 2015 году к юбилею Олега Табакова в Московском театре под руководством Олега Табакова.