Стиль
Основательница ювелирного бренда Egiterah Аня Лукьянова — о названии-перевертыше
Стиль
Основательница ювелирного бренда Egiterah Аня Лукьянова — о названии-перевертыше
РБК Визионеры

Основательница ювелирного бренда Egiterah Аня Лукьянова — о названии-перевертыше

Фото: пресс-служба
Мы поговорили с ней о предубеждениях по отношению к бисеру, прикроватных ковриках, как источниках вдохновения, культурных кодах и мечтах — тех самых, которые становятся реальностью, если очень захотеть

Дизайнер и художник Аня Лукьянова оттачивала профессиональные навыки в Van Cleef & Arpels и Jaeger-leCoultre, а сегодня ей удается, кажется, невозможное. Она отвечает за всю визуальную составляющую украшений Viva la Vika и работает над собственным ювелирным брендом Egiterah, который уверенно выходит на российский рынок. В нем она четко формулирует и использует собственный ювелирный язык, выбирает неочевидные материалы, глубокие смыслы и детали «от кутюр».

Какое у вас образование и как вы оказались в той точке, где поняли, что хотите собственный проект?

У меня маркетинговое образование и очень разноплановый опыт: от бренд-менеджмента в бьюти и диджитал-маркетинга в большой четверке до фэшн съемок и развития модного бренда вместе с партнером (к слову, это был самый полезный в жизни провал). Щелчок случился в 2019 году: тогда я планировала получить командирование в берлинский офис компании, в которой в тот момент работала. И, дабы повысить свои шансы на успех, начала учиться на дата-аналитика. Однажды ночью, в момент пиковой нагрузки, связанной с намерением получить заветный оффер, я вдруг услышала внутренний голос и застыла на месте. Мне не нужно ехать в Берлин и строить корпоративную карьеру. Маркетинг никогда не был продолжением моего мышления, и я не смогу себя в нем применить. Мне нужно идти на зов сердца. Я буду заниматься ювелирными украшениями. Еще не знаю, что конкретно буду делать, но поеду за мечтой туда, где мне дóлжно быть. Спустя всего полгода я уволилась — и переехала в Милан.

Что послужило трамплином для старта карьеры?

До этого у меня уже случился первый проект в качестве дизайнера бисерного колье для Beaded Breakfast. Но главное — сила внутреннего коммитмента в «ту самую ночь» сделала возможной событие, ставшее впоследствии судьбоносным: я выиграла грант на Master of Arts and Design в школу Creative Academy. Школа, находясь внутри структуры Richemont group, крайне известна в узких кругах. Ежегодно туда отбирают 20 лучших студентов со всего мира, покрывая им 100% стоимости обучения. Программа длится 8 месяцев и проходит в Милане, предполагая работу с домами внутри группы в процессе обучения и стажировку — в конце.

Несмотря на отсутствие в тот момент образования в дизайне, опыта в художественной школе или даже банального умения провести ровную линию от руки, я смогла убедить комиссию в том, что достойна быть одной из двадцати. Тогда вообще все звезды сошлись, а весь опыт, который я прежде трактовала как «бессистемный», стал вишенкой на торте, усилив профессиональное впечатление обо мне. Помню, как возвращалась с коллегами в офис после кофе-брейка, и тут мне звонит неизвестный номер из Италии. Я замерла у крутящихся дверей, крикнув в нее, что подойду позже, и взяла трубку. Оттуда, с итальянским акцентом, раздалось звонкое «Анна, поздравляем». Дальше, как в тумане. После беседы я рухнула в кресло на ресепшене и беззвучно разревелась. После стольких лет туманного, извилистого пути, полного неудач, я почувствовала, что сделала верный шаг навстречу к себе. Казалось, все пространство вокруг трещит от перехода на новые рельсы, а тропинки в прошлую жизнь схлопываются. Дальше случилось много зубодробительных сложностей, но могу сказать, что весь опыт сполна окупился. Именно в 2020 году я поработала на проектах, которые теперь красивыми логотипами сияют в моем портфолио, и это был лучший из возможных стартов карьеры.

Фото: пресс-служба

Воодушевляюще. А что было потом?

По возвращении в Россию я сразу начала сотрудничать с локальными марками украшений в качестве дизайнера. Было у меня, что называется, УТП: в своем подходе к разработке, помимо дизайна, создавала нарратив, необходимый бизнесу для последующего продвижения изделий. Быстро дало о себе знать и сарафанное радио: благодаря ему, мне ни разу не пришлось искать клиентов самой. Со временем, устав от линейных задач, я придумала новый формат взаимодействия с клиентами, приносящий им больше ценности, а мне — гарантирующий продолжительные и масштабные проекты. И где-то в этот момент ко мне постучался рекрутер Viva la Vika, который искал человека в команду дизайна. Это был второй поворотный момент в сюжетной линии, когда я четко услышала ответ изнутри. Я знала, что это будет интереснейшая работа, где мне ни раз придется учиться новому, и что Viva La Vika станет моим домом надолго. Я с удовольствием сделала тестовые задания и быстро погрузилась в работу. Кстати, недавно исполнился год, как я в компании. Очень интересно замечать, как за это время перепрошился мой фокус: с собственно дизайна, который я всегда ставлю во главу угла, на девушку, которая носит наши украшения. В фокусе на человека кроется очень много заботы, желания улучшить его опыт взаимодействия с украшениями и сделать его счастливым. Это в корне меняет подход к процессу генерации идей.

И мы приближаемся к самому интересному. Как появился Egiterah?

Egiterah появилась как следствие накопленного потенциала: я в какой-то момент поняла (и это снова история про внутренний голос), что тема культурного кода для меня неисчерпаема, и система «оптики», сформированная личным опытом, сделает мой угол обзора на тему самобытным и поэтично-трогательным. Над названием я думала мучительно, но стоило лишь выдохнуть и расслабиться, как от перестановки букв в слове heritage (от англ. наследие) родилось оно – звучащее для меня как древнее слово на утерянном языке. Особенно меня впечатлило, что у Egiterah в тот момент не было запросов в гугле, а никнейм в запретограме был свободен. Фактически, я придумала не существовавшее ранее сочетание букв.

Фото: пресс-служба

А чего вам не хватало в работе над другими проектами? Смею предположить, что именно своего четкого я, который виден в Egiterah.

В проектах ты всегда смещаешь фокус со своего «я» на других. Ключевым становится навык слушать и слышать, переводя желания клиента на язык дизайна и, пропуская их через личный опыт и видение, давать результат, который станет для него наилучшим. В своем же проекте я действительно заполняю все пространство собой, от того философия выглядит объемной и убедительной. В ней — вся внутренняя правда о том, во что я верю и как смотрю на мир. Это дает мне очень важное ощущение глубины и создает бескрайнее пространство для исследования. А еще, мне нравится сочетать собственный проект с фуллтаймом, это хорошо тренирует профессиональный диапазон и способность переключать фокус. В Egiterah я неспешный мыслитель, а в Viva La Vika — заточенный на результат командный игрок.

Давайте подробнее об Egiterah. На сайте пока представлено не так много изделий. О чем ваша первая коллекция?

В первой коллекции я обратились к эскизам прикроватных ковриков советского художника Петра Пономарева, который собирал образцы этнографии и быта родной ему Воронежской губернии. Паттерны на этих коврах были придуманы им самим, как авторская переосмысление на тему родной культуры. Эскизы подкупили красочностью и стилем, пройти мимо было просто невозможно, и вскоре меня зацепила мысль переработать их — найти новый медиум, через который референс заиграл бы иначе. Забегая вперед, скажу — им стал бисер. Восприятие бисера, несмотря на широту возможностей его применения, подвержено стигме: отсутствие барьеров входа определяет его в категорию хобби выходного дня. В то время как действительно достойные образцы получаются лишь сочетанием большого опыта, фантазии, затраченного времени, дорогих материалов и продуманных деталей. Мне было интересно погрузиться в эту противоречивую тему и посмотреть, что получится. В результате переработки у меня получились семь паттернов, каждому из которых я дала название-отгадку: березка белая, березка темная, леденцы, яичница, половодье, полевые цветы и гребешок.

В чем заключается ДНК вашего бренда?

Сила проекта во внутренней правде — в нем отражается мой честный взгляд на выбранную тему исследования. Я черпаю силы в родной культуре и в нее же возвращаю: смыслы и труды. Как автор я занимаюсь поиском пересечений и прибегаю к построению мостиков от референсов к современной ювелирной форме, создавая высококонтекстуальные объекты, которые могут свободно существовать и вне контекста. Но тот, кто захочет заглянуть в них поглубже, получит удовольствие от погружения, соединившись с украшениями и заложенным в них смыслом на уровне души.

Над чем вы работаете сейчас?

У меня есть одновременно несколько форм, ожидающих своего часа. Я называю их «объекты первого уровня». Это стилизованные формы украшений, так или иначе отражающих действительность. Отливать их в металле в таком виде не очень интересно. Несмотря на стилизацию, для меня это все равно слишком буквально. Так что я даю наброскам настояться, подыскивая для них рифмы, визуально обогащающих идею. Например, сейчас исследую тему музыкальных инструментов (я закончила музыкальную школу, и для меня это — тоже часть культурного кода), возделывание огородов (чем занимаются все женщины в моей семье), культуру чаепития и сказки. Возможно, на стыке этих тем родится «то самое».

С какими трудностями сегодня сталкивается ювелирный бренд при выходе на отечественный рынок?

Главная сложность — в высоких требованиях к старту. Всех еще запугивают юридическими сложностями с открытием ювелирного ИП. Процесс не из приятных, но градус драматизма вокруг него, на мой взгляд, нагнетается излишне. У меня все прошло без особых сложностей. Также, может показаться, что для начала собственного проекта нужно проработать абсолютно все: нейминг, философию, дизайн-код, маркетинг, сайт, упаковку, сами изделия, вложиться в сток, найти розничных партнеров. На самом деле это не так, и начинать надо из собственной точки, исходя из возможностей, а «скелет» и «мышцы» наращивать по ходу движения, даже если они будут меняться в процессе. Самый большой грех для молодого автора — замереть в ожидании идеального стечения обстоятельств, которые никогда не наступят, потому что обстоятельства приходят в ответ на действия. И индустрия в этом смысле с удовольствием примет смелых, толковых, талантливых, непосредственных и трудолюбивых. Я вообще положительно оцениваю индустрию сейчас — самое время трудиться вместе с ней.

Назовите три украшения Egiterah, на которые стоит обратить внимание в первую очередь.

Я бы назвала только одно — подвеску «Воланчики расцвели» и ее лаконичную версию «Воланчики». За три года, что работаю в дизайне, я создала около 400 дизайнов, но воланчик – тот объект, которым бессовестно и открыто горжусь — и с точки зрения формы, и с точки зрения смыслов. Эта подвеска — символ быстротечного лета средней полосы, которое мы романтизируем, стремясь уместить в него целую жизнь. Это воспоминание о вечере в кругу друзей, когда вы играете в бадминтон, а воланчик, рассекая разгоряченный воздух, несется ввысь. Внутри него — шипом вперед — восседает гигантский цитрин, символизируя свет «золотого часа». Но это лишь верхний слой. Внутри спрятаны референсы к храмовой архитектуре, нарядному традиционному платью, крестьянскому мужскому поясу, первому цветению и плодородию. Другими словами, получившаяся форма основана на элементах из культурного кода, уходящими корнями в историю, становясь символом культуры уже современной. Подвеска еще и непроста в изготовлении. Цветочки, например, льются отдельно, чтобы можно было подлезть к ним со всех сторон на полировке и предварительно сатинировать лепестки, и лишь после — запаять изнутри. В общем, могу рассказывать про нее долго. Безумно люблю эту работу.

Авторы
Теги