Вера в будущее: молодые художники, работы которых теперь стоят дорого
С молодыми авторами в современном искусстве никогда нельзя быть на 100% в чем-то уверенным. Они могут сменить стиль своих работ не в лучшую сторону или просто перестать творить. А могут с каждым годом продаваться все дороже и дороже, выставляться в крупнейших музеях и ставить аукционные рекорды.
С молодыми художниками важен азарт. Делаешь ставку и ждешь. Следишь за карьерой художника. Участвует в биеннале? Хорошо. Персональная выставка в музее? Еще лучше! Все эти шаги очень важны для карьеры художника, а особенно для цен на его работы. Но, конечно, важнее всего интуиция, которой обладают арт-дилеры и специалисты аукционного дома. Надо почувствовать, что этот художник вот-вот «выстрелит», что сейчас удачное время купить его работы недорого, а может быть, и вовсе последний шанс купить его не за миллионы долларов.
Свежий пример — Эдриан Гение (Adrian Ghenie), которого The New York Times назвал аукционной звездой. В галереях создан лист ожидания на его работы, и ходят слухи, что ждать придется не один год. Поэтому единственно возможным способом быстро приобрести работы румынского художника стали аукционы. Но не самым легким, ведь вам придется биться за его работы с другими жаждущими коллекционерами. Но то, что нам достается с трудом, всегда и ценится намного больше. На дневном аукционе Phillips в Лондоне в октябре прошлого года его эскиз для работы Pie Fight Interior при эстимейте в £8–12 тыс. ушел за 125 тыс. Его «Элвис» на торгах в Гонконге чуть позднее был продан за 5,4 млн гонконгских долларов, что превысило нижний эстимейт в 4,5 раза.
Эдриан родился 1977 году в Румынии, где в 2001 году закончил Институт искусства и дизайна. В 2011 году у него была уже выставка Palazzo Grassi в Венеции, в 2015 году он представлял Румынию на Венецианской биеннале. На сегодняшний день у очень молодого по меркам современного искусства художника уже прошли три персональные музейные выставки. Его представляет галерея Pace, он любимчик всех аукционных домов. Говорят, что резкий успех к нему пришел после павильона на Венецианской биеннале, другие уверяют, что заметили его еще в Palazzo Grassi. Но те, кто заметил его до того, как его работа была продана за $9 млн, сейчас не только радуются за художника и его карьерные успехи, но также подсчитывают, во сколько раз дороже можно будет продать произведения Эдриана на аукционах в последующие годы.
Пока Эдриан Гение только заканчивал университет в 2001 году, у американской художницы 1981 года рождения Тауба Ауэрбах открылась первая выставка в ее родном Сан-Франциско. Сейчас она живет и работает в Нью-Йорке, а на ее счету больше 100 выставок, включая MoMA, Whithey Museum и Centre Pompidou. В 2013 году сайт artprice, который отслеживает все продажи работ искусства, восхищался ее рекордом в $781 тыс. и предсказывал, что скоро она перейдет отметку миллион. В ноябре 2014 года в Нью-Йорке на аукционе Phillips ее работа ушла за $2,2 млн. В 2016 году другой всеми уважаемый сайт про искусство artnet включил Таубу в список самых дорогих художниц наряду с Синди Шерман и Яей Кусамой. Тем, кто не успел купить ее работы в начале ее карьеры, а несколько миллионов на покупку еще не заработал, можно не волноваться. У Таубы есть и тиражные работы, которые можно приобрести за несколько тысяч долларов.
Когда тебя называют Клодом Моне 21 века — это большая заявка на успех. Петра Кортрайт удостоилась такого звания в 29 лет, а случилось это всего лишь в прошлом году. Пока Петра не может похвастаться миллионными продажами, но ее работы на алюминии стабильно продаются за $20 тыс. В 2015 году ее произведение было продано на аукционе за $40 тыс.
Петра, как и Тауба, тоже американка, но немного моложе. Петра родилась в 1986 году в Санта-Барбаре, а сейчас живет и работает в Лос-Анджелесе. Гарантировать, что приобретение ее работ — это оправданная инвестиция, нельзя. Как мы уже говорили, мир современного искусства непредсказуем. Гарантировать можно только одно: вы всегда останетесь довольны, если будете выбирать произведения искусства сердцем. А уж о финансовой выгоде можно подумать после того, как коллекция приобретет какой-то существенный масштаб.