Стиль
Репост В Китае во время пандемии началась новая эра магазинов на диване
Стиль
Репост В Китае во время пандемии началась новая эра магазинов на диване
Репост

В Китае во время пандемии началась новая эра магазинов на диване

Фото:  Oscar Wong / Getty
В Китае набирает популярность новый вид блогинга: онлайн-шопинг во время прямых трансляций. Эта форма розничной торговли за несколько месяцев локдауна превратилась в многомиллиардную индустрию.

Тенденция была частью интернет-культуры КНР много лет, но пандемия послужила толчком к ее эволюции: стримы, побуждающие к онлайн-шопингу, за несколько месяцев стали мейнстримом, сообщает CNN.

Шопинг в прямом эфире — это смесь развлекательного контента и электронной коммерции. Зрители покупают товары онлайн у блогеров, которые демонстрируют свои последние «открытия» — от помады до стирального порошка — в стримах. Принцип магазина на диване прослеживается, но китайская модель немного иная за счет интерактивности и мобильности. Организаторы торгов поощряют активных покупателей скидками и спецпредложениями в режиме реального времени. Зрителю достаточно лишь тапнуть (или щелкнуть мышью), чтобы отправить любимым инфлюэнсерам виртуальные подарки и лайки.

В первой половине этого года было проведено более 10 млн стримов для шопинга, приводит CNN данные из отчета Китайского информационного центра. В марте 560 млн зрителей смотрели прямые трансляции — это на 126 млн больше, чем в 2019 году. Почти половина из 560 млн зрителей во время стримов совершали покупки в интернете.

Сэнди Шен, эксперт по исследованиям цифровой коммерции, сказала, что до пандемии онлайн-шопингу в режиме реального времени потребовалось бы два или три года, чтобы стать основной тенденцией в Китае. Однако коронавирус выдал новой отрасли карт-бланш, и на это ушло два или три месяца.

Мужчины тратят в интернет-магазинах на 30% больше, чем женщины

Эксперты полагают, что отрасли еще есть, куда расти. По данным iResearch, шанхайской исследовательской фирмы, в 2019 году рынок покупок в прямом эфире в Китае оценивался в 451,3 млрд юаней ($66 млрд). В этом году эта цифра может увеличиться более чем вдвое, составив почти 1,2 трлн юаней (примерно $170 млрд), как прогнозировала компания в июле.

Аналитики считают, что тенденция может закрепиться и за рубежом. В некоторых частях Юго-Восточной Азии, например, стримеры продвигают товары на платформе Lazada, принадлежащей Alibaba. У Amazon есть центр потоковой передачи видео на дому для своих западных пользователей.

Как власти Китая относятся к новому онлайн-шопингу

Китайское правительство охотно поддерживает новую отрасль, обозначая ее как дополнительный двигатель роста электронной коммерции. Власти КНР считают, что прямые трансляции с шопингом могут стать еще одним решением проблемы безработицы, уровень которой резко вырос из-за пандемии.

Например, в феврале министерство торговли Китая поощряло платформы электронной коммерции, чтобы помочь фермерам продавать свою продукцию онлайн.

Даже председатель КНР Си Цзиньпин в марте посетил деревню на северо-западе страны, где пообщался с жителями, которые вели продажи в прямом эфире. Лидер КНР высоко оценил силу электронной коммерции и заявил, что у нее огромный потенциал в преодолении тяжелых экономических последствий пандемии.

В мае Министерство людских ресурсов и социального обеспечения добавило в список официальных профессий «Ведущего вещания в прямом эфире», таким образом официально признав инфлюэнсеров. Государственные СМИ твердят, что это поможет стране создать новые рабочие места, что уравновесит положение на рынке трудоустройства, уничтоженном пандемией.

#инструктаж: как покупать в интернет-магазинах и не ошибаться

При поддержке центрального правительства некоторые местные власти работают над тем, чтобы превратить свои города в «центры онлайн-торговли», где бы проводились стримы с онлайн-покупками. Столицей потокового вещания хочет стать Гуанчжоу. В июне с этой целью власти города провели трехдневный онлайн-фестиваль шопинга, во время которого состоялось более 200 тыс. трансляций.

Инфлюэнсеры шопинга

Знаменитые блогеры и новички стекаются в новую отрасль за большими деньгами. Крупные бренды свидетельствуют, что продажи с одного стрима приносят им десятки и сотни миллионов долларов. По данным Taobao (онлайн-маркет Alibaba, похожий на eBay), в этих случаях инфлюэнсеры зарабатывают миллионы долларов в год и формируют списки самых высокооплачиваемых ведущих прямых трансляций. Однако если торговлей нового типа решил заняться обычный продавец на Taobao, эффекта TikTok ему ждать не стоит — максимум придет пара сотен человек, которые покинут стрим через 10 секунд, ничего не купив.

5 самых богатых TikTok-блогеров 2020 года

Новичкам, которым удалось сделать карьеру на стримах, приходится непросто. Например, бывшая бортпроводница Ху Мэн, оставившая в марте прежнюю работу ради новой деятельности, рассказала CNN о своем распорядке дня:

6:30 — Подъем, подготовка к рабочему дню, нанесение макияжа.

7:00–8:00 — Подготовка домашней студии, завтрак. Иногда завтрак проходит перед камерой, если в этот день продажи посвящены продуктам питания.

8:00–15:00 — Проведение онлайн-трансляций. В лучшие дни к шоу присоединяются до 600 тыс. зрителей.

15:00–16:00 — Анбоксинг товаров, присланных личной командой байеров блогера.

16:00–18:00 — Разбор дня с командой контент-мейкеров, обсуждение предложений на следующий день.

18:00–20:00 — Ужин, подготовка к стримам следующего дня.

20:00–22:00 — Учеба: изучение трендов в Сети и типов продуктов, которые планируются к продаже.

22:00 — Переписка с фанатами в соцсетях, затем сон.

 

Ху Мэн — более чем успешный пример. В ее команде более 20 человек. На платформе Taobao у нее более 400 тыс. поклонников. «Я говорю без остановки, — рассказывает она. — У меня сильно садится голос. На этой работе нужно много говорить, потому что ваше настроение должно заманивать аудиторию. Нельзя просто делать что-то наполовину. Только когда вы говорите с энтузиазмом, вы можете возбудить зрителей».

Деньги приходят к Ху Мэн из двух источников: бренды платят за то, чтобы их продукты были представлены в стриме, а затем ведущая получает комиссию с каждой продажи, которая происходит во время эфира. Согласно отчету iResearch, комиссия составляет 6–16% в зависимости от платформы.

Среди новичков, желающих присоединиться к тренду, рекламу которому делает даже партия, находятся жестоко разочарованные. Например, блогер Севен Чжоу из провинции Хэбэй пытался сделать карьеру на стримах с шопингом в приложении коротких видео Douyin (версии TikTok), но цель оказалась недостижимой. Douyin требует, чтобы у продавца на старте было не менее 1000 подписчиков, чего добиться тяжело даже в стране с населением 1,4 млрд человек. Спустя восемь месяцев попыток блогер задумался над тем, чтобы бросить новую карьеру.

Хотя руководству КНР этот вид коммерции видится перспективным, в реальности влияние отрасли на экономику ограничено, заключает CNN. По словам Ван Сяофэн, старшего аналитика исследовательской компании Forrester, прямые трансляции занимают около 5% рынка электронной комиссии и крошечную долю от общего сектора розничной торговли.

В Нью-Йорк за $8: как устроены онлайн-путешествия.