#пронауку: ученые доказали, что Леонардо да Винчи был амбидекстром
Как получилось определить, что да Винчи одинаково хорошо владел искусством письма и рисования двумя руками?
Ученые рассмотрели короткие пометки на картине, сделанные рукой художника. Шрифт клонился в направлении слева направо так же естественно, как справа налево, из чего и был сделан вывод, что художнику было все равно, в какой руке держать кисть.
Так, на лицевой стороне рисунка прописана дата с наклоном справа налево, на оборотной же стороне читается надпись о заказчике картины, начертанная с наклоном слева направо, уточняет ArtNet.
Леонардо да Винчи. Пейзаж Санта-Мария-делла-Неве, 1473
В сообщении пресс-службы Галереи Уффици подчеркивается, что сравнение двух надписей «подтверждает нам, что Леонардо был амбидекстром. Прежде всего, они обе нанесены от руки самим художником (как и эскизы головы и человеческой фигуры на обратной стороне листа), потому что написаны одинаковыми чернилами (которые он использовал, чтобы нарисовать большую часть пейзажа)».
Специалисты пришли к выводу, что художник сделал «зеркальную» надпись на лицевой стороне картины левой рукой, а на оборотной — правой. Обе надписи имеют общие черты, однозначно приписываемые уникальному стилю Леонардо.
Некоторые искусствоведы догадывались и раньше, что да Винчи был амбидекстром, но убедительными доказательствами не обладали. «Это настоящая революция в исследовании творчества и жизни Леонардо», — заявил директор Галереи Уффици Эйк Шмидт.
Неизвестно, был ли итальянский художник амбидекстром от рождения (а таких людей на Земле примерно 1%) или ради интереса выработал в себе такую способность самостоятельно.
Каллиграфическое открытие случилось в преддверии 500-летней годовщины смерти итальянского гения, которое будет широко отмечаться в мае по всей Европе.