Стиль
Герои Как 24-летний предприниматель создал миллиардную компанию Alikson Group
Стиль
Герои Как 24-летний предприниматель создал миллиардную компанию Alikson Group
Герои

Как 24-летний предприниматель создал миллиардную компанию Alikson Group

Гасан Мустафаев

Гасан Мустафаев

Основатель Alikson Group Гасан Мустафаев рассказал, как за четыре года добиться выручки 42,8 млрд руб., и назвал пять качеств, необходимых любому предпринимателю

Ключевыми факторами успеха становятся доступность услуг и сервисов и их удобство для клиентов. Компания Alikson Group, основанная в 2020 году, задала в СНГ новый стандарт e-commerce-экосистемы для покупателей и продавцов. Главное направление деятельности — оптовые поставки электроники в крупные торговые сети (DNS, «Технопарк», «Ситилинк», «М-Видео» и другие). Кроме того, корпорация имеет розничные торговые точки и собственный маркетплейс электроники alikson.ru. О планах Alikson Group, включающих экспансию за рубеж, мы поговорили с основателем Alikson Group Гасаном Мустафаевым.

Какими качествами необходимо обладать предпринимателю, чтобы за несколько лет от подвального офиса развить свой бизнес до многомиллиардных оборотов? Я читал, что первые деньги вы заработали рекламой на YouTube.

Да, еще подростком снимал рекламные ролики и получал за них деньги.  Самое главное качество для предпринимателя — это настойчивость. В 90% случаев люди сдаются при первой же неудаче. Именно настойчивость дает возможность научиться на своих ошибках, принять правильные решения и прийти к успеху. Объясню это на примере маленького бизнеса. Если я сейчас, не обладая никакими знаниями в цветочном бизнесе, открою флористический магазин, то с вероятностью 99,9% я прогорю. Причины? Открыл не в том месте, закупил не те цветы, использовал неправильное оборудование, нанял неопытных сотрудников и т. д. Что делать? Зафиксировать убытки и открыть новый магазин в другом месте: конверсии лучше, больше покупателей, но выручки далеки от плана. Значит, надо менять ассортимент продукции с учетом прошлых ошибок. И так шаг за шагом ты настойчиво движешься к успеху.

Второе качество — уметь быстро принимать решения. У меня от появления новой идеи и до первых шагов по ее реализации иногда уходит всего несколько минут. Нельзя долго думать и медлить!

Третье — нужно доверять внутреннему чутью. Например, недавно зашел в один бизнес. Встретился с человеком, обсудили условия, я передал деньги (а сумма была огромная) и зашел в проект.

Четвертое — не нужно пытаться заранее все просчитать. Так, когда, открыв один цветочный магазин, ты уже начинаешь думать, как скоро откроешь их 20–50–100 и запустишь целую сеть. Нужно наметить цель и идти к ней шаг за шагом. Наш мозг так устроен, что он не способен сразу продумать проект на 500 магазинов, зато когда видит реальные достижимые цели, то структурирует работу и выделяет на нее необходимую энергию.

Пятое — не нужно пытаться предугадать все проблемы. Мой рабочий девиз — «Решайте проблемы по мере их поступления!» Да, возможно, эти проблемы возникнут, а возможно, и нет. Зачем тратить силы и время, пытаясь предотвратить то, что еще не случилось?

И последнее, наверное, самое главное, — это сохранять уверенность в себе, несмотря ни на что. Это качество можно и нужно прокачивать. Например, серией каких-то мини-результатов. Поставил перед собой небольшую цель, добился ее и получил уверенность — поставил следующую цель. И так далее. Каким бы бизнесом ты ни занимался, все равно будешь падать, совершать ошибки.

Многие считают вас везучим человеком. Вы согласны с таким определением?

Какая-то доля везения есть, но для этого я очень много работаю. Если я смотрю на людей не из топ-100 российского бизнеса, а, скажем, на Илона Маска или Марка Цукерберга, то понимаю, что не ставлю себя ниже. Я лучше их и могу достичь большего результата, чем они, — настолько сильно я прокачал свою уверенность.

Гасан Мустафаев

Гасан Мустафаев

Первым вашим серьезным бизнесом стала перепродажа электроники с маркетплейсов. Насколько успешен был этот проект?

Всем предпринимателям я советую начинать с работы на маркетплейсах — это простой старт бизнеса. Тебе не нужно сильно углубляться в бизнес-процессы, делать сайт с интернет-магазином, арендовать склады, открывать пункты выдачи, настраивать логистику и т. д. За тебя все это уже сделали специалисты маркетплейса. На нашем маркетплейсе мы максимально упрощаем все процессы. Клиенту нет необходимости, условно говоря, ехать на рынок «Садовод», чтобы закупить там товар и привезти его на склад. У нас есть выход на актуальные предложения с ценами от поставщиков как в нашей стране, так и за рубежом. Достаточно найти нужный товар и оплатить его, а остальное мы берем на себя. Думаю, что в самое ближайшее время все, что связано с товарами и услугами, перейдет на маркетплейсы.

Всем предпринимателям я советую начинать с работы на маркетплейсах.

Насколько мне известно, ключевой точкой в вашей карьере стала покупка компании, торговавшей электроникой в Крыму. Что стало драйвером роста в этой ситуации?

В тот момент покупка компании действительно стала ключевой точкой развития. У меня было достаточно узкое понимание торговли электроникой. Я закупал ее по определенным каналам у поставщиков. И не понимал, что, помимо «Горбушки», Савеловского рынка и других точек, есть огромный дистрибьюторский рынок. Есть компании Marvel, Merlion и другие, которые поставляют электронику в сети «М-Видео», DNS и т. д. В компании, которую я приобрел, был отдел, занимавшийся закупками техники у тех самых оптовиков. А я всегда действую по определенной схеме: собираю ключевых сотрудников новой компании и выясняю, кто и чем занимается, что и как закупают. Я быстро впитываю информацию и через два-три месяца уже отлично разбираюсь в том, что они делали последние десять лет и за счет чего возможен рост.

Затем купил еще одну компанию, у которой были заключенные контракты с «Ситилинком», «М-Видео», DNS и другими сетевыми ретейлерами. Так мое понимание бизнеса, как и сам бизнес, вышли на совершенно иной уровень. Мне не нужно хантить отдельных сотрудников, ведь я покупаю компании вместе с ключевыми людьми и интегрирую их в общую экосистему. За счет этого я так быстро и развивался.

А почему Alikson Group можно назвать экосистемой?

Изначально моей целью было создание маркетплейса, но, занимаясь параллельно другими бизнесами, в том числе и дистрибуцией, я понял, кто, что и откуда возит. В результате, я начал покупать бизнесы, чтобы создать полную цепочку от производителей до клиента. Включая логистику — мы возим товары внутри России и из других стран. Есть компания, которая занимается трансграничными переводами. Например, сейчас мы один из ключевых игроков на рынке, кто возит товар из Китая, потому что у других компаний проблемы с оплатой заказов. Экосистема Alikson Group позволяет закольцевать весь процесс (от поиска товара до его получения клиентом), уменьшить издержки и полностью контролировать все стадии бизнес-процессов. Да, строить такой бизнес сложнее и дороже, но в результате все с лихвой окупается высокой эффективностью работы и глобальным уменьшением затрат.

Недавно вы приобрели за $10 млн долю в компании Apart Sharing, технологичном сервисе для бронирования жилья. Какие перспективы в этом направлении вы видите?

Apart Sharing — сервис бесконтактной аренды квартир. Я познакомился с человеком и через несколько дней заключил сделку на $10 млн, даже не проведя аудита. Почему? Я изучал крупные проекты, которые ушли с российского рынка, — Booking.com и Airbnb, и случайно наткнулся на Apart Sharing. Это практически маркетплейс, на котором объявления размещают те, кто сдает свои квартиры. В нем полностью прописан софт по управлению этими объектами. Все автоматизировано до мелочей, включая клининг. Есть клиенты, у которых 20–30–50 квартир, и им приходится нанимать целые кол-центры, чтобы организовывать работу по аренде. У нас же высокий уровень автоматизации, который не может обеспечить ни один конкурент.

Выгоды для пользователей несомненны. Они авторизуются в нашем приложении через Сбербанк ID или Тинькофф ID, подписывают электронный договор, выбирают подходящий вариант и оплачивают его своей картой, привязанной к приложению. Приехали в квартиру, нажали кнопку в приложении и открыли дверь. К их приезду все готово. Пожили несколько дней и уехали дальше по своим делам, просто закрыв дверь. Клининг получает сигнал и готовит квартиру для следующих жильцов. Не нужно приезжать в офис компании, подписывать кучу бумаг, оставлять депозиты, передавать ключи и т. д. Есть масса плюсов и для владельцев квартир. Они заключают с нами договор и избавляются от всей головной боли, связанной с посуточной арендой. Еще один важный момент — они не теряют трафик, так как могут размещать объявления и на «Авито», и на «Яндексе», а не только у нас. Но все равно брони проходят через наше приложение. Благодаря таким преимуществам мы сейчас захватываем рынок краткосрочной аренды квартир.

Существует ли возможность масштабирования этого бизнеса как в рамках страны, так и за ее пределами?

Разумеется. Сейчас мы обкатываем проект на территории нашей страны, но в ближайших планах — выйти в Дубай. Так как там очень востребована аренда квартир на разные сроки, то выгоды нашего проекта несомненны. Года через два будем выводить компанию на IPO.

Вы владеете сервисом по аренде премиальных авто Premier Cars с шоурумом в «Москва-Сити» и офисами в Сочи и Дубае. Насколько успешно развивается это направление бизнеса и каковы его долгосрочные перспективы?

Сначала это было просто в удовольствие, я коллекционировал эксклюзивные автомобили. Увы, большую часть времени они стояли в гараже. Поэтому я подумал: а почему бы не сделать компанию по прокату? Выкупил Premier Cars, собрал команду и начал потихоньку захватывать этот рынок. Сейчас у нас в сервисе огромный парк: есть и Rolls-Royce, и Bentley, и Ferrari, и Lamborghini, и другие марки — всего более 100 премиальных автомобилей с оценкой 1 млрд руб. Этот бизнес быстро растет и показывает доходность, которую я даже не ожидал. Следующий шаг — интеграция этого сервиса с каршерингом премиальных авто. Допустим, у вас есть несколько спорткаров. Вы уезжаете на месяц-другой по делам и добавляете их в приложение. Их арендуют, и вы получаете определенный доход.

Гасан Мустафаев

Гасан Мустафаев

Отличная идея, ведь шерить можно что угодно. Не думали, например, о шеринге офисов?

Да, сейчас прорабатываем и этот вариант. Допустим, ваша компания снимает больше комнат, чем ей необходимо. Вы можете сдать в аренду ненужные вам в данный момент помещения, указав их функциональность (комнаты для переговоров, рабочие места для IT-специалистов и т. д.). Этот вариант, как вы понимаете, выгоден обеим сторонам. Клиентам, которым потребовался офис, нет необходимости бегать по Москве, искать подходящее помещение, оформлять договора, вносить залог за последний месяц. А собственники помещений выводят на рынок аренды пространства, которые сложно сдавать. Все в выигрыше.

Как вы видите дальнейшее развитие Alikson Group?

Цель на ближайшие пять лет — стать самым крупным маркетплейсом в России. Наша финансовая цель — оценка группы компаний Alikson в $1 млрд. Мы стремимся стать ведущей корпорацией и технологической экосистемой, начав с СНГ и расширяясь по всему миру. По моим расчетам, мы вскоре сможем обогнать Сбербанк и «Яндекс», а потом начнем конкурировать с Amazon. Возможно, сейчас это звучит громко, но, если бы в 2020 году мне сказали, что за четыре года мы выйдем на 24 бизнес-направления и 42,8 млрд руб. выручки, я бы тоже не поверил.