Стиль
Герои Джазовый пианист и композитор Тигран Амасян — об импровизациях и планах
Стиль
Герои Джазовый пианист и композитор Тигран Амасян — об импровизациях и планах
Герои

Джазовый пианист и композитор Тигран Амасян — об импровизациях и планах

Фото: пресс-служба
В преддверии концертов в Москве и Петербурге мы поговорили с Тиграном Амасяном о корнях и их отражении в музыке, выпущенных альбомах и грядущих проектах, а также вспомнили, с чего все начиналось и как связано с хард-роком

В Россию с концертами приезжает один из самых востребованных джазовых музыкантов планеты — пианист и композитор Тигран Амасян. В петербургской Академической филармонии 6 декабря и в московском зале «Зарядье» 9 декабря он выступит в формате трио с коллегами Марком Карапетяном (бас-гитара) и Мартаном Ванжерме (барабаны) и представит программу The Call Within («Внутренний зов») о невидимом внутреннем мире художника и поиске, который сопровождает людей творчества во все времена.

Армянскому пианисту и композитору Тиграну Амасяну 36 лет. Он родился во втором по величине городе страны Гюмри, расположенном почти у самой границы с Турцией, и вырос, слушая музыкальную коллекцию своего отца — большого поклонника классического рока и тяжелой музыки. Как не раз рассказывал музыкант, в доме его родителей звучали Led Zeppelin, Black Sabbath, Deep Purple и Queen. Вероятно, поэтому к своим трем он уже вовсю подбирал мелодии этих и других рок-исполнителей на пианино. Кстати, увлечение хард-роком и металом не прошло просто так — все детство Амасян мечтал стать гитаристом треш-метал-группы и до сих пор порой шутит, что если бы мог овладеть электрогитарой быстро и не менее виртуозно, чем клавишными, то не задумываясь прямо сейчас сменил бы карьеру джазового пианиста на стадионы и метал-фестивали.

Впрочем, вернемся в Гюмри конца 1980-х — начала 1990-х. Родители заметили талант Тиграна, и в шесть он пошел в специализированную музыкальную школу, а в девять увлекся джазом. Позднее Амасян стал экспериментировать с традиционной музыкой, в юности вдохновлялся наследием таких классических армянских композиторов, как Авет Тертерян и Арно Бабаджанян, и начал добавлять в свою импровизацию элементы, «подслушанные» у этих титанов.

В 16 лет Амасян уехал учиться в Калифорнию и в 18 уже записал дебютный сольный альбом World Passion (2006). В том же году он победил в престижном джазовом конкурсе им. Телониуса Монка, а за три года до этого — в 2003-м — занял первое место в фортепианном конкурсе джазового фестиваля в швейцарском Монтрё. После этого музыканта, разумеется, заметили мировые СМИ и институции, поэтому в следующие годы Амасян активно гастролировал по миру, записывался и издавался на самых известных и авторитетных лейблах, в том числе джазовых: Universal Music, ECM и Nonesuch.

Фото: Vahan Stepanyan

В каталоге Тиграна Амасяна есть как сольные записи, так и альбомы с электроакустическим трио, и проект с Государственным камерным хором Армении Luys i Luso, который был посвящен армянской духовной музыке с V по XX век. Также Амасян — лауреат премии им. Пола Аккета на нидерландском джазовом фестивале North Sea Jazz Festival (2015) и немецкого аналога «Грэмми» — премии Echo за «Лучший иностранный фортепианный альбом года», которым был признан Mockroot (2015).

В конце ноября вы три вечера подряд отыграли в ереванском Национальном театре оперы и балета. Как прошло? И что вам больше всего запомнилось в этой своеобразной резиденции? Что вы думаете о городе? О публике?

Резиденция в Ереванском театре оперы и балета получилась просто замечательной. В воздухе было много волнения, восхищения и предвкушения творчества. Мы собрали большое число людей, вдохновленных джазом, можно сказать, во имя джаза и импровизационной музыки. Я действительно хотел пригласить этих замечательных молодых, хорошо зарекомендовавших себя, да просто невероятных музыкантов в город, который считаю своим домом, чтобы вместе с ними представить публике некоторые из проектов, которыми я занимался последние пять-шесть лет. Чем старше я становлюсь, тем больше уверен в том, что образование — это самое важное. Так что проведение этих трех концертов в трех разных форматах, а также дополнительные концерты и мастер-классы моих коллег по группе стали способом дать молодому поколению в Ереване возможность увидеть и услышать невероятных музыкантов вживую и вдохновиться на обучение и творчество.

В Россию вы приезжаете с альбомом The Call Within. Почему для вас так важно исполнить именно эту музыку?

На данном этапе я бы очень хотел представить российским слушателям именно свои авторские композиции. Дело в том, что у меня получилось представить альбомы The Call Within и Mockroot (шестой студийный альбом Тиграна, вышел в 2015 году. — РБК Стиль) практически по всему миру, но я так и не довез их до России. Поэтому я считаю, что должен восполнить этот пробел и сыграть перед российской публикой ту музыку, которую написал для трио и в которой больше рок-звучания, и лишь после этого переходить к исполнению вещей из других проектов, таких как StandArt и так далее. Кстати, в Москве и Петербурге мы будем играть материал не только с The Call Within — в программе будут и некоторые «хиты» из моих предыдущих альбомов: Mockroot, Shadow Theater и других.

Фото: пресс-служба

Хотя вас всегда представляют в первую очередь как джазового музыканта, а The Call Within был включен журналистами в различные списки лучших джазовых записей года в 2020-м, когда он вышел, ваша музыка скорее представляет собой смесь джаза, фьюжен, прогрессивного рока и даже метала. В ней также присутствуют элементы традиционной армянской музыки. Почему для вас так важно сохранить этот мультижанровый подход в сочинении и исполнении музыки?

У меня много разных проектов в разных форматах, и все они, и правда, разнообразны с точки зрения звучания. У каждого — свой собственный звуковой мир. The Call Within, Mockroot, Shadow Theater, Red Hail... Можно сказать, что все они имеют прогрессив-рок-звучание, но сама композиция и импровизация — это то, что заставляет их звучать несколько иначе, по-своему. В некотором смысле я могу поместить одно и то же содержание в разные формы, упаковать иначе, подобрать другую «коробку», и оно зазвучит по-другому — например, больше как акустика или же более «джазово». Что касается армянской народной музыки, она стала частью моего музыкального языка, или, лучше сказать, я стал частью собственной культуры. Когда я сочиняю или импровизирую, я хочу использовать новые армянские народные мелодии, становиться проводником этой культуры.

Давно ли вы играете в составе трио с Марком Карапетяном и Мартаном Ванжерме?

В таком составе — с лета, и все прошедшие концерты с Марком и Мартаном были классными, было очень весело. Ну и оба этих замечательных музыканта понимают, что я ищу в музыке, при этом они привносят в нее свои уникальные «голоса».

Фото: Davide Monteleone

Если говорить о грядущих планах, каковы ваши амбиции как композитора и пианиста?

У меня большие планы на 2024 год: в июне я собираюсь представить на фестивале «Голландия» (Holland Festival) в Амстердаме свой новый, очень особенный для меня проект «Птица с тысячей голосов» (The Bird of a Thousand Voices). И очень надеюсь, что удастся устроить и российскую премьеру этого проекта. Для меня это очень важная работа, которая призвана объединить представителей самых разных культур посредством древней и неподвластной времени сказки.