Стиль
Герои Основатель школы Guitardo: «Умеете печатать? Значит, сможете стать музыкантом»
Стиль
Герои Основатель школы Guitardo: «Умеете печатать? Значит, сможете стать музыкантом»
Герои

Основатель школы Guitardo: «Умеете печатать? Значит, сможете стать музыкантом»

Фото: пресс-служба
С чего начать, если хочется читать рэп, петь или играть на музыкальном инструменте? Об этом мы поговорили с Александром Казаковым, основателем школы Guitardo

Учиться музыке никогда не поздно. Например, в школе музыки Guitardo (ул. Садовая-Самотечная, 20, стр. 1) обучаются и дети, и взрослые, младшему ученику — четыре года, а старшему — 90 лет. Основатель школы Александр Казаков уверен, что научиться играть на инструментах или петь сможет любой, главное — найти подход к ученику.

Вы преподаете с 12 лет, у вас внушительный опыт обучения людей всех возрастов. Почему взрослые решают осваивать игру на музыкальных инструментах и вокал?

То, что пение и игра на инструментах улучшают настроение, самочувствие, дарят психологический комфорт и снимают стресс, известно не только из исследований ученых. Я и мои коллеги — преподаватели нашей школы музыки Guitardo — регулярно слышим от взрослых учеников, что занятия вытесняют из головы повседневные проблемы, позволяют «перезагрузить мозг», расслабиться, уйти из рутины в творчество.

Какие категории людей об этом говорят чаще?

За девять лет существования школы музыки Guitardo ее прошли около 17 тыс. человек, и среди них много взрослых. По моим наблюдениям, о том, что занятия помогают снять эмоциональное напряжение, часто говорят руководители и предприниматели, чья работа связана с высоким уровнем ответственности и частыми стрессами.

Впрочем, такую же обратную связь насчет занятий музыкой дают и те, кто не занимает руководящих должностей. Обычно это люди, в работе которых присутствует интенсивное общение (менеджеры по продажам, например) или, наоборот, его дефицит (представители разных профессий, работающие удаленно).

То есть взрослые люди начинают учиться музыке, чтобы отвлечься от рутины и снять стресс?

Да, но не только. Есть еще большая категория взрослых — те, кто идет за мечтой. Например, у человека в детстве был интерес к музыке, но родители по каким-то причинам не отдали его в школу искусств: ее не нашлось поблизости, а возить ребенка далеко не было возможности или мать и отец считали, что учиться надо математике, а не пению.

Кто-то мечтал играть на барабанах, но их дома не было — пришлось учиться на гитаре, потому что она от дедушки осталась. У некоторых желание петь или играть возникло в старших классах, когда уже поздно поступать в обычную музыкальную школу.

Дети вырастают, строят карьеру, становятся самостоятельными. Они уже могут позволить себе без сопровождения доехать до школы музыки и купить барабаны. Так они подходят к своей мечте из детства, а мы помогаем им ее реализовать.

Фото: пресс-служба

С возрастом обучаемость снижается. Легко ли человеку начать играть на музыкальных инструментах и петь, если ему уже далеко не семь лет, а все 20, 40 или 60?

Многие думают, что если они взрослые, то не смогут научиться играть на фортепиано, на гитаре, стать профессиональными вокалистами. С высоты своего педагогического опыта могу уверенно сказать: это не так. Конечно, чтобы научиться играть на инструменте или петь, нужно прикладывать усилия, однако здесь нет ничего невозможного. Если у человека нет инвалидизирующих болезней рук, если способен двигать пальцами, печатать на компьютере, то он будет играть, а если умеет говорить — значит, сможет петь.

Часто бывает, когда к нам на первое занятие приходит взрослый человек, который никогда не играл и не пел. Преподаватель спрашивает, какие три песни он хотел бы разучить. Студент называет, а педагог сразу делает на уроке такую аранжировку, которая подходит начинающему музыканту. Человек начинает играть любимую песню и понимает, что и в свои 25, 45, 70, 80 он способен научиться.

Если способен двигать пальцами, печатать на компьютере, то он будет играть, а если умеет говорить — значит, сможет петь.

Вы окончили один из ведущих вузов страны — Российскую академию музыки имени Гнесиных. Как знания и навыки, полученные в нем, помогли вам создать собственную музыкальную школу?

Я ценю Гнесинку, там прекрасные преподаватели, под их руководством я стал профессиональным музыкантом, выиграл Дельфийские игры. А что касается навыков преподавания, то я их начал приобретать задолго до поступления в вуз.

Будучи студентом Гнесинки, я какое-то время работал в муниципальной музыкальной школе и параллельно давал частные уроки как репетитор. Меня тогда поразила разница: с частниками я занимался тем, что нравилось им, у них было хорошее настроение, они вдохновлялись, исполняя свои любимые песни. А в муниципальной музыкальной школе обучал детей тому, что требовала программа, далеко не все были в восторге, а кто-то и сильно расстраивался.

Я увидел ущербность этого подхода и подумал: если сделать школу, куда будут приходить люди и исполнять любимые композиции, это будет прекрасно. Тогда я начал создавать свою методику, она легла затем в основу моей дипломной работы и образовательных программ Guitardo. В нашей школе музыки студенты сами выбирают композиции для разучивания.

Роль учителя, особенно когда речь идет об искусстве, — прививать чувство прекрасного. Взрослые студенты — уже сформированные личности. А если ребенок говорит, что хочет исполнять Моргенштерна (признан иноагентом), как посеять в его душе чувство прекрасного?

А тут вот в чем дело. Когда дети учатся в государственной музыкальной школе, то они исполняют то, что предусмотрено программой. Это, разумеется, великие произведения мировой культуры. Но давайте будем честны: далеко не каждому ребенку и даже взрослому нравится слушать Моцарта или Шостаковича. Если человек под Глинку готов заснуть, но вынужден часами репетировать «Персидский хор из оперы «Руслан и Людмила», то ни о каком удовольствии от занятий музыкой речи не идет.

Когда в Guitardo родители приводят детей или подростков, те часто так и заявляют: «Хочу играть Моргенштерна». Наша реакция: «ОК». Нравятся ребенку такие песни — значит, есть интерес к музыке, а это уже хорошо. Начнем с рэпа, а впоследствии перейдем к более глубоким произведениям. Начинать надо с того, что вызывает искренний интерес и эмоции, — это лучший фундамент для успешного обучения.

В нашей школе обычно так и бывает: приходит подросток, начинает репетировать произведения Клавы Коки, а через год уже исполняет Шопена. И ему нравится, потому что за время обучения у него развился музыкальный вкус.

Фото: пресс-служба

Если у вас ученики сами могут выбирать композиции для разучивания и предпочитают легкую поп-музыку, как это влияет на качество образования в вашей школе?

Только положительно. При обучении игре на инструментах или вокалу у каждого человека свои цели. Кому-то важно стать профессионалом высокого класса, а кому-то — заниматься интересным и любимым делом, что называется, в удовольствие.

В государственных музыкальных школах задача педагогов — дать всем образование одинакового уровня. Поэтому детей, кому неинтересно достигать высот, заставляют репетировать до тех пор, пока качество игры не будет соответствовать хотя бы оценке «удовлетворительно».

В Guitardo мы к образовательному процессу подходим гибко, обсуждая изначально цели с каждым обучающимся (а в случае детей — с их родителями). Если ученик говорит, что хочет стать суперпрофессионалом, то для него разрабатываем программу, включающую, помимо прочего, долгие регулярные репетиции. Бывают случаи, когда человек без опыта приходит к нам в зрелом возрасте, а после выпуска начинает работать в сфере музыки профессионально.

Если ученик заявляет, что не хочет становиться новым Денисом Мацуевым, а намерен просто «для себя» немного играть, то мы для него разрабатываем программу, в которой репетиции регулярные, но недолгие — такие, какие ему комфортны.

У некоторых людей, которые окончили государственную музыкальную школу, остаются негативные впечатления. Частные школы музыки — явление относительно новое. Чем обучение у вас отличается от образования в обычной районной ДМШ или ДШИ?

В государственных ДМШ и ДШИ качественные образовательные программы, там работает много хороших педагогов. Однако процесс обучения в таких учреждениях имеет ряд особенностей, которые в определенных (нередких) случаях приносят ученику дискомфорт, а то и стресс.

Одну из них я уже упомянул: это обязанность учиться по стандартной программе, которая далеко не у каждого ученика вызывает интерес. Вторая особенность — в государственной школе вы не можете поменять одного учителя на другого.

Поясню. Часто случается, что педагог (объективно) высокопрофессиональный, добрый и хороший, но его стиль преподавания, то, как он объясняет, не подходит конкретному ученику. Бывает, что темпераменты учителя и обучающегося не совпадают — тогда у обоих возникает неприятное ощущение, что в их тандеме один спешит, а другой не успевает. Собственно, так происходит при любом обучении, не только в музыке.

Если такое несовпадение возникло в государственной музыкальной школе, то родители не могут сказать: «Нашему ребенку некомфортно учиться у Марьи Борисовны. Можно нам другого учителя?»

В Guitardo взрослые и дети могут выбрать себе преподавателя. Если педагог на пробном занятии не подошел обучающемуся по манере объяснять или по темпераменту, можно прийти на следующее занятие к другому и в конечном счете остановиться на том, у кого обучение будет наиболее комфортным.

Фото: пресс-служба

Что делать взрослому человеку, который хочет начать заниматься музыкой, но не знает, с чего начать?

Если человек никогда профессионально (или даже на уровне любителя) не играл ни на каких инструментах, не пел, а в зрелом возрасте решил начать, то я рекомендую работать в двух направлениях.

Первое — однозначно вокал. Мы на занятиях работаем с голосом, дыханием, постановкой речи, дикцией. Эти навыки полезны не только для пения, но и для профессиональной деятельности. Если человек — руководитель или бизнес-тренер, то ему становится легче выступать на совещаниях, говорить дольше, убедительнее, не уставать. Тем, у кого свой видеоблог, тоже комфортнее вести стримы, прямые эфиры.

Второе — фортепиано. Оно всегда в тренде. Даже сейчас, когда музыка пишется в компьютерных программах, их интерфейс представляет собой, по сути, укороченную версию рояля, те же клавиши пианино, только на них не пальцами нажимают, а мышкой.

Тем, кому интересно сочинять свои мелодии, без опыта легче это делать на фортепиано, чем на скрипке или гитаре. В целом, для новичка, которому надо понять азы музыки, разобраться в нотной грамоте, фортепиано намного проще, чем почти все остальные инструменты.

Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Стиль»