Умер Ким Ки Дук: вспоминаем режиссера и его работы
Ким Ки Дук — корейский Михаил Ломоносов от кинематографа. Родившийся в глухой деревне в провинции Кенсан-Пукто, не расположенный к прилежанию, трудный ребенок из небогатой семьи оказался одним из художников, сумевших обратиться к самой сути противоречивой человеческой природы.
Детство и юношество Ким Ки Дука не предвещало будущей кинокарьеры. Выпустившись из начальной школы, он по настоянию отца отправился в сельскохозяйственную школу, которую бросил в 17 лет, чтобы устроиться рабочим на завод. С 20 до 25 лет служил в морской пехоте, а потом два года провел служащим в приюте для инвалидов в Намсане, будучи уверенным, что нашел призвание — стать священником.
С праведного пути его столкнула живопись — давнее увлечение, — которой он занимался до 30 лет и даже зарабатывал на жизнь продажей своих работ в Сеуле. В 90-х в жизни Ким Ки Дука случился Париж, а в Париже — кино. В Европе будущий режиссер впервые увидел фильм «Молчание ягнят» Джонатана Демме и погрузился в кинематограф с головой.
В 1993 году Ким Ки Дук получил признание Института сценаристов (Educational Institute of Screenwriting), который отметил его сценарий к фильму «Художник и преступник, приговоренный к смерти», а через три года состоялся его режиссерский дебют — фильм «Крокодил».
Уже тогда проявились особенности стиля Ким Ки Дука: лирика и красота кадра разрывались сценами насилия, темные стороны человеческой натуры и конфликты во взаимодействии героев определяли нарратив. Позже режиссер объяснит, почему не стесняется демонстрации насилия в кадре: «Насилие — это одна из форм человеческого диалога. Я не использую насилие для сенсации, не прославляю его. Я просто изображаю его как форму и способ человеческой жизни. Насилие не только деструктивно, оно рождает что-то качественно новое».
За первые девять лет своей кинокарьеры Ким Ки Дук снял 13 фильмов. За всю карьеру — 21 фильм.
Ким Ки Дук был одним из первых корейских режиссеров, к которому западный зритель проявил серьезный интерес: в нулевых знакомство с работами художника считалось едва ли не обязательным для уважающего себя синефила. Его приветствовали фестивали в Берлине, Венеции и Карловых Варах. В родной Корее фильмы Ким Ки Дука подобным почтением не пользовались: по признанию режиссера, соотечественники к ним относились практически равнодушно из-за особенностей авторского стиля.
Режиссер вел почти отшельнический, тихий образ жизни, но эхо мировой славы достигло его самым неприятным и неожиданным образом в 2017 году: три актрисы обвинили мастера в домогательствах, рукоприкладстве и насилии. Ким Ки Дук признал только оплеуху, которая помогла одной из истиц войти в образ и обошлась режиссеру штрафом в $5 тыс. и помятой репутацией.
Его фильмы — о любви до самой смерти, о безобразии и тошнотворной красоте; о пороке, как безнадежном явлении, который, словно тень, сопровождает судьбу; о человеческих трагедиях на фоне собачьей травли; о реальности в ее неудобном, но безупречном изображении. Сам Ким Ки Дук говорил: «Мои персонажи живут как будто в клетке. Но жизнь — это и есть клетка, из которой можно вырваться только со смертью».
«Остров»
2000 год
Немая хозяйка плавучих домиков на озере сдает их в аренду рыбакам, неверным мужьям и преступникам, один из которых пленяет сердце женщины. История любви могла бы быть безобидной, если бы ее оформителем не выступил Ким Ки Дук. Южнокорейский «Остров» шокировал западного зрителя, не обошлось без обмороков на киносеансах в Нью-Йорке и Венецианском кинофестивале. В России фильм демонстрировался на 6-м кинофестивале «Лики любви» в 2001 году, где получил специальное упоминание «За самую шокирующую любовь».
«Весна, лето, осень, зима… и снова весна»
2003 год
Одна из самых близких массовому зрителю картина из всех, что снял Ким Ки Дук. В центре сюжета — монах-целитель и его ученик, живущие в пагоде на плоту, который дрейфует между величественных и безмолвных гор. Времена года сменяют друг друга, жизнь идет своим чередом, все бывает и все проходит забываясь. Никто не в силах изменить порядок вещей. Роль повзрослевшего монаха-послушника исполняет сам Ким Ки Дук.
«Пустой дом»
2004 год
Романтическая история любви несчастливой домохозяйки и изгоя, который, надеясь найти приют, проникает в чужие дома и живет в них, пока хозяева отсутствуют. Международное название картины — «3-Iron» (по маркировке клюшки для гольфа, которую носит с собой главный герой). Фильм взял четыре приза Венецианского кинофестиваля: приз ФИПРЕССИ, «Малого золотого льва», почетное упоминание SIGNIS Award и специальную награду для режиссера.
«Натянутая тетива»
2005 год
Оторванные от мира, на дрейфующей в море барже живут 60-летний мужчина и 16-летняя девушка, которую он взял на воспитание еще ребенком. Она обладает таинственным даром предсказывать судьбу. Мужчина заботится о девушке, считая, что его любовь к ней взаимна. Старик готовится к свадьбе, но внезапно на лодке появляется молодой рыбак и жизнь героев рушится.
«Вздох»
2007 год
Женщина, узнавшая об измене мужа, влюбляется в заключенного из камеры смертников. Она отправляется в тюрьму и добивается встречи с ним, представившись его любовницей. После знакомства свидания становятся регулярными: она пытается скрасить последнюю неделю жизни приговоренного, имитируя в комнате смену времен года и тем самым объясняя, что смерть — лишь часть круговорота жизни.
«Пьета»
2012 год
Криминальная драма, получившая название в честь знаменитой скульптуры Микеланджело. В переводе с итальянского слово означает «милосердие». По сюжету, 30-летний Ли Кан До зарабатывает вымогательством денег у кустарей, задолжавших местному ростовщику. В его жизни нет места жалости и состраданию, пока он не встречает женщину, утверждающую, что она его мать. Сентиментальные чувства к матери меняют Ли Кан До и делают его уязвимым для врагов, которые только и ждали своего часа. Премьера на 69-м Каннском кинофестивале принесла картине «Золотого льва», после чего «Пьета» была представлена на Международном фестивале независимого кино «2morrow/Завтра» в Москве.