Стиль
Герои #прохобби: цифровой консалтинг и плавание на открытой воде Антона Шапоренко
Стиль
Герои #прохобби: цифровой консалтинг и плавание на открытой воде Антона Шапоренко
Герои

#прохобби: цифровой консалтинг и плавание на открытой воде Антона Шапоренко

Антон Шапоренко
Антон Шапоренко
Креативный директор компании AIC — о цифровизации бизнеса в России и приключениях на открытой воде.

Полгода назад Антон Шапоренко стал креативным директором компании AIC — основоположника сервисного дизайна в России. AIC более 20 лет занимается разработкой сложных интерфейсов для крупных финансовых и промышленных компаний, а также консалтингом в сфере создания новых цифровых и офлайн-продуктов. Антон не отделяет работу от жизни. Два года назад он понял, что ему нужно новое увлечение, чтобы разгрузиться и поставить новые цели. Посмотрев видео с заплыва Oceanman Lago d'Orta на озере Орта в Италии, Антон решил, что хочет заниматься плаванием на открытой воде. Начались активные тренировки и поездки на соревнования по России и Европе, расширился круг общения. Недавно пловец вернулся из Италии, где преодолел 14 км — одну из самых длинных и красивых дистанций Oceanman.

Сервисный дизайн, в первую очередь, про удобство и унификацию. В разгар оцифровки банковского сектора большая часть функций унифицировалась и стала «маркет-нормой».

Дизайн в AIC — это не просто красивые картинки. За каждым решением стоят гипотезы, исследования и аналитика.

Зачастую часть наших сотрудников на время проекта работает в офисе клиента. В начале больших сложных проектов далеко не сразу становится понятно, каким будет решение. Но мы четко знаем, какая команда способна справиться с задачей.

Фото: Георгий Кардава

Ребрендинг — это ответ на запрос от бизнеса, а не желание поменять наскучивший дизайн. В самых громких ребрендингах года все комментируют логотип, а меняется, в первую очередь, бизнес. Бренд начинается не с логотипа, а с позиционирования и customer journey map (карты покупательского поведения. — «РБК Стиль»).

Самая главная ошибка в проектировании — клиент ставит на место реального пользователя себя или своего менеджера. Поведение другого неподготовленного человека можно выявить только глубинными интервью, исследованиями или A/B-тестами.

В процессе оцифровки взаимодействия с потребителем появляются новые бренды, а существующие меняются. Возникают запросы на соответствие компании digital-стандартам.

Многие бренды рождаются в интернете и затем частично выходят в офлайн — службы такси, доставки еды, ретейл. К примеру, Wildberries возник в онлайне, а потом открыл офлайн-пункты доставки.

Сейчас бренды стремятся максимально исключить из взаимодействия с пользователем человеческий фактор. Проектирование человеческого опыта становится одной из важнейших задач бизнеса.

Фото: Георгий Кардава

Если финансовый и транспортный секторы добились выдающихся результатов в цифровизации, то, например, в медицине и спорте все находится еще в зачаточном состоянии. Я буду делать ставку на это в ближайшем будущем.

Любительский спорт — бег, велосипед, плавание — уже неплохо оцифрован. Когда я плыл дистанцию Oceanman, я точно знал, сколько гребков я сделал, сколько энергии потратил и по какой траектории плыл.

Часы позволяют не только считать, но и выгружать полную статистику, чтобы потом обсуждать это в сообществе с такими же «психами», как я. На некоторых заплывах вы можете удаленно следить за участниками через GPS.

Два с половиной года назад мне захотелось проплыть морскую милю на открытой воде, до этого я не занимался плаванием. (Морская миля равна 1,8 км. — «РБК Стиль».) Я искал вид спорта, который помогал бы разгружать мозг и поддерживать организм в тонусе.

Фото: из личного архива героя

Бег — это не мое, фитнес — скучно. Плавание нравилось, но просто ходить в бассейн для здоровья — это не то. Нужна была цель.

Первым серьезным мероприятием стал заплыв на Волге. В тот год из 200 участников финишировали четверо. Течение было диким. Спасатели на лодках предлагали сойти с дистанции, но не настойчиво.

Теперь на холодильнике красуется магнитик «Унесенные Волгой». Через год я вернулся, но уже на 5 км — и это были лучшие 5 км в жизни. Быстрая река, новый стадион, Нижегородский Кремль на горизонте, красивые люди вокруг, теплая вода и ощущение праздника.

Открытая вода — это всегда неизвестность. В одну реку нельзя войти дважды.

Реальные условия — ветер, волна, течение, температура воды — могут отличаться не только от значений прошлого года, но и от показаний организаторов, опробовавших дистанцию накануне. Заплыв через Керченский пролив в прошлом году показал, что даже течение может меняться на противоположное.

Каждая локация Oceanman — новое, безумно красивое место. Серия заплывов проходит по всему миру. Каждый со своими особенностями и вызовами.

Две недели назад я проплыл третью, самую долгожданную и сложную для меня дистанцию Oceanman Lago d’Orta. На преодоление 14 км мне понадобилось 5 часов и 24 минуты.

Спорт-туризм — это новый формат отдыха. Мне нравится открывать интересные места, пробовать новую кухню, общаться с единомышленниками.

Новички удивляются, как можно плыть так долго, ведь за 500 м выбиваешься из сил. Первые полкилометра всегда самые сложные, потому что в ритм входишь позже. А в своем отстроенном темпе со своевременной подпиткой плыть можно если не бесконечно, то очень долго.

Самая приятная — последняя треть дистанции. Уходят страхи «не доплыву», «не хватит сил», «снимут с дистанции». Появляется ощущение неизбежности успеха. Ты точно доплывешь, и все будет хорошо, просто плыви вперед и не думай ни о чем.

Большой объем тренировок сложно совмещать с семьей и работой. Полтора часа два-три раза в неделю, перед соревнованиями — четыре.

Лайфхак — в 7:00 до тебя никому нет дела, кроме тебя самого. Невозможно найти отговорку — просто встаешь и идешь на тренировку. В 9:00 уже бодр, весел и готов покорять мир.

Плавательная тусовка в России постоянно растет, сейчас в нее входят порядка 3–4 тыс. человек. Это люди с обостренным желанием открывать новое в себе, окружающих и мире.