Стиль
Герои Мода, еда, технологии, социальные проекты: как герои премии РБК меняют жизнь
Стиль
Герои Мода, еда, технологии, социальные проекты: как герои премии РБК меняют жизнь
Герои
Мода, еда, технологии, социальные проекты: как герои премии РБК меняют жизнь
Каждый год РБК награждает самых ярких представителей бизнеса. «РБК Стиль» выбрал из лонг-листа 2018 года четырех участников, чтобы рассказать об их проектах подробнее.

Предпринимательская история Анастасии Сартан, выпускницы факультета журналистики МГУ, началась с модного онлайн- и офлайн-­ретейла — сначала она открыла магазин Ekepeople, а затем Trends Brands. ­В какой-то момент Сартан поняла, что больше не хочется заниматься продажей модной одежды, и запустила новый продукт — чат-бот Epytom, который помогал подбирать пользователям одежду по погоде. «Но название как-то не прижилось,— рассказывает Анастасия. — Тогда мы (Анастасия Сартан и ее партнеры по бизнесу Александр Сова и Марианна Милкис. — «РБК Стиль») решили поменять его на Maison Me и превратить бота в полноценный сервис, который в том числе позволяет заказать одежду в виртуальном ателье. Это прямое продолжение теории разумного потребления, к которой я стремлюсь».

«Мы работаем в Америке. Здесь люди давно насытились потреблением и полностью готовы применять наши инструменты "стайлхакинга" ("взлома стиля", по аналогии с биохакингом. —  «РБК Стиль») — им интересно, что можно носить, чтобы выглядеть хорошо», — объясняет Сартан. На российский рынок онлайн-ателье пока не планирует выходить, а вот фанатов у бота в России много.

© Anna Veretennikova

Искусственный интеллект Maison Me постоянно совершенствуется и подстраивается под индивидуальные предпочтения пользователя. Чтобы подружиться с ним, можно найти сервис в мессенджере Facebook или зайти на сайт и подписаться на ежедневную рассылку, не забыв указать место жительства. Тем, кто хочет заказать вещи индивидуального пошива, предстоит заполнить подробную анкету, по результатам которой алгоритмы за несколько секунд автоматически создадут электронные лекала. После утверждения эскиза схемы отправляются на производство. А через две недели пользователь получает готовые вещи.

Одежду Maison Me шьют в Аризоне. Ценовой сегмент средний: платье стоит около $200. Сервис уже пользуется популярностью среди американцев: на некоторые позиции составляется лист ожидания, а количество пользователей превысило миллион человек. По мнению Сартан, секрет кроется в подходе к делу: «Думаю, это происходит потому, что мы стараемся вести честный диалог с пользователями. Очень важно фокусироваться на том, как создавать благо для других, а не только для себя. Мы строим этот бизнес для того, чтобы миллионы людей по всей Америке могли классно выглядеть и при этом осознанно относились к окружающей среде, не покупая ненужные вещи».

«Енто енот» сообщает надпись на свитшоте, будто удостоверяя изображение того самого енота. На соседней вешалке покачивается снабженный панцирем «Броненосец в потемках». «Наши бестселлеры», — не без гордости сообщает продавец. Автор обоих рисунков — особый художник Дмитрий Кошенский, а дело происходит в магазине проекта «Наивно? Очень». Восемь лет назад, в 2010 году, его придумала актриса Нелли Уварова вместе с подругой Еленой Вахрушевой, с самого начала постановив: это именно социальный бизнес. «Я совсем не бизнесвумен, не человек из этой среды, знакомый с ее законами, — говорит Уварова, объясняя, почему не все сложности удавалось предугадывать сразу — и амбиций придумать свой собственный проект у меня не было. Просто появилось желание помогать конкретным людям».

© пресс-служба

В творчестве молодых людей с психоневрологическими нарушениями создатели «Наивно? Очень» разглядели потенциал, который сегодня принял форму свитшотов и футболок, кружек и тарелок, магнитов, значков, календарей, блокнотов и даже книги под названием «Жизнь замечательных идей. Известные люди глазами неизвестных художников». Оно, на то не претендуя, весьма точно передает суть проблемы, так сильно волновавшей новоявленных социальных предпринимателей. Людей с особенностями развития общество предпочитает не замечать, а найти работу им практически невозможно. «Мы пошли по довольно рискованному пути социального предпринимательства, но сделали это абсолютно осознанно, — рассказывает Нелли Уварова, вспоминая, как принимала решение "не нести перед собой знамя особых художников". — Это один из важных аспектов — чтобы ребята понимали, что они не просто рисуют милые картинки, а кто-то потом покупает их из жалости, а что они действительно авторы, сотрудники проекта, которые каждый месяц получают за свою работу зарплату». Время показало, что с чувством жалости успех совсем не связан. Например, интернет-гигант Wildberries, где с недавних пор можно найти одежду и сувениры «Наивно? Очень», нигде не рассказывает историю его появления, как не пытались сыграть на ней и сами создатели.

Социальная составляющая, по мнению Уваровой, проявляется не в том, чтобы рассказывать о своей помощи особенным людям, а в том, чтобы действительно ее оказывать, позволяя при этом наивному искусству говорить самому за себя. «Было непросто, — признается актриса, — ведь "Наивно!" — проект на самоокупаемости, у нас нет льгот, мы не получаем гранты, запускались во время экономического кризиса, но мы рискнули отыскать собственную нишу и заняли ее».

Владимир Бушуев долгое время работал в сфере продаж и пришел к VR-технологиям практически случайно. Мысль реализовать самые, казалось бы, невероятные идеи появилась благодаря увлечению компьютерными играми. Вместе с партнерами он основал в 2015 году компанию ThePsycho. Два года усердных стараний, амбиции и 25 млн руб. личных инвестиций потребовались команде на то, чтобы начать выпускать коммерческие продукты нового технологического уровня. Затея полностью окупилась уже за первый год работы и начала приносить прибыль. Теперь в списке клиентов ThePsycho — крупные развлекательные компании из Бельгии, Франции, Эстонии, Австрии, Мальты, а в скором времени ThePsycho планирует выйти и на американский рынок.

Один из последних прорывов, который совершила компания, — создание нового медицинского направления Med VR. К этому проекту команда подошла максимально серьезно: разработчиков консультировали известные доктора. В итоге получился медицинский симулятор, который полностью соответствует врачебной практике. «Внешне аппарат похож на коробку размером с микроволновку, внутри которой установлены медицинские диссекторы с электронным оборудованием — объясняет Бушуев. — Система служит для того, чтобы обучать студентов проведению лапароскопических операций и повышать квалификацию практикующих врачей. Этот современный метод хирургии не требует больших разрезов: доступ к внутренним органам специалисты получают через небольшие отверстия».

© пресс-служба

Надев шлем, пользователь перевоплощается во врача-хирурга. Перед ним лежит пациент, а вокруг — настоящая операционная, в которой кипит работа. Виртуальный ассистент держит камеру, позволяющую наблюдать процессы внутри полости. Операция совершенно не похожа на игру и максимально приближена к реальности: установленные в аппарате диссекторы используют при реальных хирургических вмешательствах.

Проект не имеет аналогов. Он был одобрен многими врачами, в том числе известным доктором Леонидом Рошалем. Сейчас ThePsycho занимается разработкой еще пяти медицинских симуляторов, один из которых позволит проводить сложные офтальмологические операции.

Производство компании находится в Эстонии. Это обеспечивает европейскую сертификацию, которая дает возможность продавать оборудование по всему миру. В России ThePsycho уже становится тесно — скоро Бушуев планирует открыть офис в Америке. Сейчас продуктами компании интересуются заказчики из разных стран, поэтому команда постоянно курсирует между крупными выставками VR-технологий. Например, медицинский симулятор понравился покупателям в Китае — не исключено, что в ближайшее время компания выйдет и на азиатский рынок.

Первые предпринимательские проекты Илья Филимонов начал развивать, когда ему только исполнилось 18 лет. Но самым серьезным и продуктивным среди них стал DC Daily, который появился в 2017 году. После переезда в Москву основатель компании обратил внимание на то, что во многих офисных центрах сотрудникам зачастую негде и некогда полноценно обедать. «В лучшем случае там есть одна столовая, в худших — люди обходятся снеками и бутербродами, — говорит Филимонов. — Одна-две точки с кофе, и это притом, что в Москве достаточно высокое качество кулинарии в продуктовых магазинах, а также огромное количество кафе и ресторанов. Тогда я задумался о том, как можно было бы организовать доступ офисным сотрудникам к вкусным обедам».

Решение было найдено в США: Филимонов заказал оттуда аппарат, который работал по принципу привычных нам вендинговых автоматов, но вместо снеков выдавал полноценную еду и затем списывал деньги с карты. На масштабирование проекта он привлек сначала $100 тыс., затем $350 тыс. — на них заказал еще 20 аппаратов. В итоге стало понятно, что у бизнеса есть большой потенциал, но закупать «железо» из Штатов невыгодно, поэтому компания принялась за разработку собственного технологического решения. Сегодня под руководством DC Daily кулинарные киоски производятся уже в России, а запчасти для них приходят из разных стран, включая Германию и Китай.

Первое имя гастрономического стартапа — Mamafood. «Я думал о том, что хочу предлагать покупателям полностью домашнюю еду, которая напоминала бы блюда, приготовленные мамой на кухне», — вспоминает Илья. А второе название — DC Daily — Филимонов разработал уже совместно с компанией Mail.Ru и их брендом Delivery Club. Кстати, само понятие «вендинг» появилось давно, хотя так и не прижилось в России. В переводе с английского оно дословно означает «продажа через торговые автоматы». Но основатель DC Daily не спешит называть свои кулинарные киоски обычным вендингом.

© пресс-служба

Сегодня по всей Москве установлено уже 120 автоматов. Они представляют собой умные холодильники с терминалами для банковских карт. Чтобы воспользоваться киоском, достаточно выбрать готовые блюда и произвести оплату через терминал или мобильное приложение — его можно скачать в App Store или Google Play. Там же можно следить за появлением новых автоматов, находить ки­оски поблизости и просматривать, какие позиции из меню есть в наличии. Чтобы еда не надоедала покупателям, блюда постоянно обновляются и дополняются чем-то новым. Их привозят ежедневно и загружают в автоматы. Если в течение 48 часов какая-то из позиций не была куплена, ее забирает курьер и отвозит в службы фудшеринга, которые обычно передают еду нуждающимся.

В меню есть абсолютно разные блюда: от низкокалорийных до веганских, от сэндвичей до горячего, а также десерты. Цены на еду демократичные: например, говядина по-мексикански — 209 руб., сырники с маком и сметаной — 149 руб., салат «Цезарь» с креветками — 199 руб. Пока DC Daily работает со сторонним подрядчиком, но вскоре планирует открыть собственный кулинарный цех под брендом Daily Food. Филимонов считает, что этот шаг позволит компании стать более гибкой и клиентоориентированной. «Мы стараемся готовить блюда, которые по своему вкусу и качеству не будут уступать тем, что подаются в хороших московских кафе и ресторанах, — отмечает он. — У нас есть свой бренд-шеф, который постоянно вводит новые рецепты, прорабатывает технологию приготовления и лично контролирует качество блюд на кухне у поставщиков».