5 уроков от Карла Лагерфельда: чему нас учит кайзер мировой моды
«Скандалы вредят лишь тем, вокруг кого их нет».
В своей колонке для The New York Times Ванесса Фридман назвала Лагерфельда Дональдом Трампом мира моды. Доля правды в этом нелестном сравнении есть. На протяжении всей жизни кайзер позволяет себе такие хлесткие высказывания, которые в современном обществе мало кому сходят с рук. Лагерфельд не стесняется открыто критиковать движение Me Too, своих коллег по цеху, бодипозитив, внешность известных певиц и актрис, от него в одинаковой степени досталось и Кейт Миддлтон, которой он посоветовал показывать только свою спину, и русским мужчинам, которых Лагерфельд назвал «самыми некрасивыми в мире».
Казалось бы, знаменитости и редакторы модных изданий должны были объявить ему бойкот, а бренды — расторгнуть контракты, но ничего подобного не последовало. В ситуации с Лагерфельдом скандалы стали частью его образа и не вредят дизайнеру.
«Как правило, я не рекомендую надевать свадебные платья моего дизайна — все они приводят к разводу».
Несмотря на то, что улыбка Лагерфельда — явление столь же редкое, как двойная радуга или шаровая молния, с чувством юмора и иронией у дизайнера все в полном порядке. Чего стоит судебное разбирательство с брендом Naco-Paris (за использование логотипов Chanel) в 2009 году, которое Chanel проиграла. Спустя несколько дней после финального слушания Лагерфельд был замечен в Сен-Тропе, держа на плече сумку с надписью «Karl Who» дизайна Naco-Paris, а один из его спутников был одет в футболку с таким же слоганом.
«Я никогда не удовлетворен тем, что делаю. Я постоянно пребываю в состоянии недовольства. Думаю, это и есть секрет хорошей работы».
О работоспособности Лагерфельда слагают легенды. Он делает несколько коллекций в год для Chanel и Fendi, снимает рекламные кампании, занимается многими сторонними проектами, а также руководит своим одноименным брендом. С последним, кстати, ему очень долгое время не везло. Лагерфельд предпринимал неоднократные попытки запустить свою авторскую марку еще в 1980-е, но и критики, и коллеги по цеху отмечали, что дизайнер куда сильнее в роли креативного директора Chanel.
Известен случай, когда в ночь перед своим первым показом для Chanel Лагерфельд сидел в окружении команды, и кто-то спросил его мнение о дебютном показе Джанфранко Ферре для Christian Dior. Вместо устной оценки Лагерфельд за несколько минут набросал с десяток эскизов того, что, по его мнению, будет в коллекции. Потом его спросили о другом дизайнере, и он снова выдал с десяток образов. Так повторялось снова и снова, он сидел и несколько часов подряд рисовал коллекции коллег по цеху.
«Невозможно выглядеть слишком разодето или недостаточно нарядно в маленьком черном платье».
Сегодня тяжело представить кого-либо другого во главе Chanel, хотя заветное кресло прочили многим дизайнерам, включая Альбера Эльбаза. Сам Лагерфельд говорит, что собирается умереть на своем посту.
Самый первый показ Лагерфельда для Chanel (он состоялся в 1983 году) был не слишком удачным, и совладельцу Дома Алену Вертхаймеру намекали, что он выбрал не того человека. Самого дизайнера упрекали в порче наследия Chanel и говорили, что сама основательница была бы в ярости, если бы увидела кожаные куртки и микрошорты. Впрочем, время все расставило на свои места — Лагерфельд сделал марку одной из самых успешных в мире. «Некоторое время назад Chanel превратилась в старую шляпу. Никто не хотел носить ее, за исключением жен парижских врачей. Все было безнадежно», — так отзывался Лагерфельд о состоянии Дома.
Вот уже не одно десятилетие дизайнер успешно комбинирует наследие Chanel с современными трендами. Сам Лагерфельд остается верен костюмам узкого кроя, ради которых когда-то сел на жесткую диету и сбросил более 40 кг, широким солнцезащитным очкам, узким галстукам и непременным кожаным митенкам.
Существует мнение, что Лагерфельд испытывает комплексы по поводу своих рук: мать с детства твердила ему, что у него руки рабочего. И именно поэтому никогда не снимает свои знаменитые митенки, которые превратил в один из бестселлеров марки Karl Lagerfeld. Перчатки без пальцев, украшенные тюлем, камнями, жемчугом и вышивкой, присутствуют в каждой коллекции бренда, независимо от сезона.
«Я открыт всему. Когда начинаешь критиковать эпоху, в которой живешь, считай, что твое время вышло»
Многие друзья Лагерфельда отмечают, что дизайнер боится старости и смерти, во многом поэтому не прекращает работать ни на минуту. За его плечами фильмы, календари и книги, создание костюмов для театральных постановок, выставки, разработка интерьеров отелей. Лагерфельд стал первым дизайнером, решившимся на коллаборацию с H&M, он же смог подарить вторую жизнь бренду Fendi.
Лагерфельд много экспериментирует с материалами и фактурами — в итоге он смог сделать кожу и мех такими же пластичными, как ткань. «Нельзя подделать стиль, но можно выглядеть стильно в искусственном мехе», — говорит Лагерфельд, креативный директор Дома Fendi, который не откажется от натурального меха даже под угрозой закрытия. От кайзера мира моды можно ожидать чего угодно.