Герои К 90-летию Энди Уорхола: Интеллигентный Белый Кролик-суперзвезда
Герои К 90-летию Энди Уорхола: Интеллигентный Белый Кролик-суперзвезда
Герои
К 90-летию Энди Уорхола: Интеллигентный Белый Кролик-суперзвезда
© коллаж: Валерия Сноз
Красота по-американски — это то, что художник словацкого происхождения подарил людям. К 90-летию со дня рождения Уорхола вспоминаем его стиль жизни и след, оставленный в современной культуре.

Человек, перевернувший с ног на голову современное искусство, один из самых известных и дорогих художников в мире родился в Пенсильвании в рабочей семье иммигрантов-русин со стремлением оказаться среди творческой богемы. Вернее, даже не среди, а в первых ее рядах.

Неизвестный Вархол

После окончания Технологического института Карнеги, за обучение в котором родители Эндрю Вархола отдали все сбережения, Интеллигентный Белый Кролик — студенческое прозвище будущей звезды поп-арта — перебрался в Нью-Йорк, ближе к заветной цели. Одетый в белоснежный костюм, он обивал пороги изданий модных журналов, предлагая услуги графического дизайнера Vogue и Harper's Bazaar и талантливо выполняя заказы.

Энди Уорхол с мамой
© Ken Heyman

В то время у молодого художника, соседствовавшего в квартире с тараканами и сомневавшегося практически в каждом своем движении, открылся особый дар, придавший ему уверенности, — понимание конъюнктуры.

Так, например, производители кожаных изделий Тедди и Артур Эделманы попросили Уорхола создать рекламный образ их туфель из змеиной кожи. Художник нарисовал змею в виде туфли, и это простое решение стало прямым попаданием в идею.

Его иллюстрации имели успех, а рекламный заказ обувной компании «И. Миллер» с нарисованной чернилами обувью со специально сделанными кляксами дал начало попыткам Уорхола устроить персональные выставки.

Первая не получила должных восторгов, и Уорхолу пришлось ждать еще несколько лет, пребывая в поисках ответа на вопрос «Что ты больше всего любишь?». Так художник начал рисовать деньги. В расцвет поп-арта, главной особенностью которого было виртуозное стирание границ между высоким и низменным, пенсильванский Белый Кролик пришел к триумфу. Выставка 1962 года в галерее Ferus Gallery в Лос-Анджелесе поразила публику. Гости словно оказались среди полок супермаркета: банки с супами, бутылки Coca-Cola, изображения долларовых банкнот — здесь сконцентрировались все обыденные и милые сердцу каждого американца элементы повседневной жизни, возвращавшие искусство в реальность.

Через несколько месяцев все экспонаты триумфальной выставки стали доступны ньюйоркцам, в том числе и ставший легендой «Диптих Мэрилин». Позднее главный символ Америки, очаровательную легкомысленную блондинку, в работах Уорхола сменили Элизабет Тейлор, Одри Хепберн и Элвис Пресли.

Уорхол — это стиль жизни

Мир денег и мир вещей, сделавшие Энди Уорхола звездой, окончательно закрепили за ним место в мире роскоши и моды, где художник всегда мечтал оказаться.

Эндрю Вархол создал не просто творческий псевдоним — Энди Уорхол, — но марку, воплощавшую собой известность и торжество потребительской культуры. Как это удалось застенчивому человеку, пережившему в детстве болезнь под названием «Пляска святого Витта», находившемуся в постоянном конфликте с внешностью, до сих пор загадка. Потемки души Энди Уорхола в сочетании с публичностью породили вокруг его личности множество мифов.

© kinopoisk.ru

Это пошло только на пользу, когда в 1963 году, после успеха выставки супов   «​Кэмпбелл» и портретов Мерилин Монро, он открыл «Фабрику». В здании на Манхэттене закипела бурная деятельность по созданию произведений современного искусства. Уорхол окружал себя красивыми людьми, участвовавшими в бесконечных вечеринках и перформансах. Его «мастерская художника» стала исключением из всех правил. Не уединенным местом, принадлежащим одному, но шумным и одновременно таинственным для посторонних.

К слову, стремление к идеальной красоте выражалось не только в педантичной обработке портретов знаменитостей, с которых Уорхол тщательно убирал все изъяны — дефекты кожи, морщины, лишние подбородки. Недовольный собственной внешностью, художник обратился к пластическому хирургу, доверив исправить нос «картошкой», приобретавший красный оттенок под солнечными лучами.

© Ray Tang/Anadolu Agency/Getty Images

«Фабрика» и Уорхол обосновались в репортажах светской хроники, на страницах журналов и газет и вскоре стали символом Нью-Йорка. Здесь же родился журнал The Interview, быстро обретший популярность во всем мире. В стенах знакового места создавалось до 80 печатных произведений в день — репродукций с портретами знаменитостей, которых Уорхол фотографировал в своей мастерской при помощи Polaroid. Так он превращал искусство в коммерческий «бизнес-арт», окруженный блеском, скандалами и слухами.

Конвейер The Velvet Underground

Суперзвезда — явление, во многом обязанное возникновением Энди Уорхолу. Его «Фабрика», объединившая единомышленников, зиждилась на исключительном эгоизме своего создателя, порождая новых персонажей поп-культуры.

Одним из самых заметных стала Эди Седжвик — бедная богатая девочка из состоятельной семьи железнодорожных магнатов, словно созданная для богемного общества под предводительством Уорхола. Эди и Энди стали настоящей сенсацией, медийной парой, украшавшей все модные события Нью-Йорка. Две серебряные элегантные птицы — так выглядели самые желанные гости громких вечеринок​, Уорхол и Седжвик.

Эди Седжвик и Энди Уорхол
© John Peodincuk/NY Daily News Archive via Getty Images

Однако слава Эди уложилась в минуту: «Она была рассеянной и беззащитной, и это делало ее отражением тайных фантазией каждого. Она могла быть кем угодно — маленькой девочкой, женщиной, умной, глупой, богатой, бедной. Прекрасная-прекрасная пустышка», — говорил о ней Уорхол. Художник переключил внимание на немецкую певицу и модель Нико и сделал ее солисткой группы The Velvet Underground. Впрочем, ее звездность тоже не была продолжительной. После этой яркой вспышки на небосклоне «Фабрики» засветился поэт, фотограф и кинематографист​ мультитворческий Джерард Маланга, а за ним — бунтарка из религиозной семьи Изабель Коллин Дюфрен, ставшая музой не только Уорхола, но и Сальвадора Дали.

© Mark Sink / Corbis via Getty Images

Культовые вещи

Уорхол любил вещи и отражал эту любовь в работах. Любимые туфли, например, он носил 25 лет. Коллекция его имущества насчитывает тысячи вещей, которые их владелец заботливо хранил при жизни. Даже супы марки «Кэмпбелл» не были случайны: художник признавался, что ел их на обед ежедневно с самого детства, и не стеснялся предлагать это сомнительное блюдо звездным друзьям.

В Питтсбурге находится крупнейший американский музей, посвященный жизни и творчеству одного человека. На площади 8200 кв. метров, на семи этажах, размещено 77 скульптур, 4000 фоторабот, личные письма, огромная коллекция киноработ и видеозаписей, парики, обувь, одежда Уорхола и многое другое, и за всем этим следят около ста музейных сотрудников.

Модный феномен и персонаж поп-культуры

Уорхол занял важное место в моде XX века. Он сотрудничал со многими дизайнерами, а его работы нередко ложились в основу принтов. Так, в 1966 году к творчеству художника обратился Ив Сен-Лоран, с которым тот был в приятельских отношениях.

В конце 1980-х Энди Уорхол работал с дизайнером Стивеном Спраусом, дав ему разрешение на использование трафарета «Камуфляж». Принято считать, что именно Уорхол и Спраус ввели в моду камуфляжный принт, без которого трудно представить стиль милитари.​

Джанни Версаче также создал несколько платьев, взяв за основу картины художника. В 1991 году он вывел на подиум главных моделей эпохи, нарядив их в платья с изображениями Мэрилин Монро и Джеймса Дина. А в сезоне весна-лето-2018 Донателла Версаче обратилась к архивной коллекции и перевыпустила легендарные платья.

Художник стремился оставить след практически везде, используя для этого все возможные инструменты, начиная от детской страсти к коллекционированию журнальных вырезок и заканчивая функционалом медиапространства.

Телешоу, затеянное Энди Уорхолом, должно было называться «Ничего особенного» — так, несмотря на всеобщую популярность, ощущал себя художник. Однако ему не поверили: за статусом суперзвезды и «фабриканта» коммерческого поп-арта застенчивость Уорхола окончательно затерялась. Публика не воспринимала художника в отрыве от его работ ни при жизни, ни после его смерти.

© kinopoisk.ru

Образ Энди нашел отражение и в кинематографе. В разное время роль художника исполняли Дэвид Боуи, Гай Пирс, Джаред Харрис и Эван Питерс. Все воплощения Уорхола на экране, созданные разными актерами, объединяет несколько качеств: загадочность, меланхоличность, высокомерие и величие.

Его странности, нездоровый бледный вид и замкнутость стали стимулом на пути к популярности. Современники «Фабрики», размышляя о феномене Уорхола, сходятся во мнении, что этому человеку удалось оттолкнуться от недовольства собой, приняв его как должное и обратив в свою пользу.