Усталость, осознанность и поиски вечной любви: как выглядят знакомства в 2023-м
«Люди ходят в казино и на свидания по одной причине — надеясь сорвать джекпот. А в итоге ты просто спускаешь все деньги и сидишь в баре в одиночестве», — говорила героиня сериала «Секс в большом городе» Кэрри Брэдшоу. Наверняка в 2023 году с ней бы многие согласились.
Вот вам идея для социального эксперимента: спросите у своих сидящих в дейтинговых приложениях знакомых, как складывается их личная жизнь, и посмотрите, как быстро в их глазах погаснет свет. Если же этот знакомый вы сами, то вы знаете, как порой тяжело найти желание не то что на свидания, даже на продолжение переписки. А от бесконечных рассказов о себе уже хочется выть.
В какой-то мере нас это роднит с пользователями из США. Исследование 2020 года показало, что среди местных пользователей дейтинговых сервисов 45% переживают разочарование и усталость, а по результатам недавнего опроса Badoo, 78% пользователей испытывают стресс от впустую потраченного времени на попытку кого-то найти. Больше всего этот показатель зашкаливает у поколения миллениалов, которые тратят на поиск пары свыше трех часов в день. Так что всеобщая усталость от автоматизированных знакомств — вполне себе подкрепленный цифрами тренд.
Учитывая это, логично, что сейчас в мире возникает спрос на новые способы знакомства. Вот только работают ли они?
Почему мы свайпаем
С появлением в нашей жизни Tinder поиски любви изменились навсегда. Об этом писала французская журналистка Жюдит Дюпортей в книге «Любовь по алгоритму. Как Tinder диктует, с кем нам спать». Там объясняется на примере Tinder, что сервисы для онлайн-знакомства — это больше про развлечение, чем про реальные поиски партнера. Приложения специально воспроизводят игровую механику, чтобы удерживать наше внимание, и используют, например, ботов, чтобы мы лучше себя чувствовали. Дейтинговому приложению не нужно, чтобы вы нашли себе пару, высказывает Дюпортей в общем-то очевидную мысль, они заинтересованы только в том, чтобы вы дольше были их пользователями. То есть одинокими.
Такой подход свойственен и прочим приложениям для знакомств. Бренд в данном случае большой роли не играет. Как пишет Vice, исследование, проведенное в США в 2022 году, показало, что четверо из пяти взрослых сейчас «испытывают ту или иную степень эмоциональной усталости» от интернет-знакомств. Компания Hinge также выяснила, что 61% пользователей считает современный процесс поиска пары «угнетающим».
Почему так происходит? С одной стороны, говорят эксперты Vice, дейтинг сделал процесс поиска пары проще: можно отфильтровывать поклонников, запрещать писать себе первыми, предоставлять согласие на переписку и так далее. Но с другой стороны, мы сталкиваемся с обратным эффектом, когда нас объективизируют, или вообще игнорируют, или кидают в черный список без объяснения причин спустя 10 минут общения (а иногда и после первого свидания).
Другая хитрость заключается в нашей уязвимости перед технологиями. Как объясняет Psychology Today, подобные приложения не только избавляют нас от скуки, но и служат источником дешевого дофамина. Когда у нас случается мэтч с симпатичным партнером, которого можно потом начать игнорировать, наш мозг воспринимает это как вознаграждение, подсаживается на это чувство и затем начинает требовать все больше и больше. При этом дальше условного свайпа дело не заходит — приложение только создает иллюзию действия, хотя на самом деле мы получаем дофамин исключительно от процесса тупого скроллинга. Само общение необязательно.
При этом даже если общение и происходит, впечатление оно оставляет не из приятных. В своей книге «Безмолвные сообщения» профессор Альберт Мехрабиан описал теорию, согласно которой только 7% смысла передается через наши слова, 38% — через тон голоса, 55% — через язык тела. Мы настолько зависим от текстовых сообщений в приложениях для знакомств, что усваиваем только 7% того, что человек имеет в виду, из-за чего мы попадаем в ловушку двусмысленности.
Кроме того, пишет Vice, дейтинг дает нам дистанцию, которой нет в живом общении. Мы можем бесконечно перебирать варианты, блокируя партнеров пачками или игнорируя их, потому что общение от нас ничего не требует. Эмоциональная вовлеченность на минимуме. Из-за этого мы становимся более скрытными, разобщенными и, возможно, от этого более одинокими, заключает издание.
Бегство из цифрового мира
Кэрри Брэдшоу не любила электронную почту — она предпочитала звонить и бросать трубку. Ее тактика плохо работала 20 лет назад и плохо сработала бы сейчас. В реальной жизни шанс, что мужчина проявит инициативу, значительно упал по сравнению с 2000 годом. По данным недавнего опроса, 53% одиноких мужчин заявили, что страх показаться «жутким» «снижает вероятность их общения с женщинами». Боязнь возникла на фоне многочисленных секс-скандалов, а также общей осведомленности о проблемах женщин с сексуальными домогательствами.
Кроме того, от онлайн-дейтинга открещиваются еще и из-за новых технологий. Люди настолько устали от свайпов и мэтчей, что, например, вокруг уже заезженного ChatGPT возникло огромное количество стартапов, которые разрабатывают боты, способные сидеть за вас в дейтинге, отсматривать анкеты и переписываться.
Если у трудоголиков объяснение пользы от ИИ простое и понятное («Работать сложно»), то у любителей ИИ в дейтинге оно скорее удивительное («Общаться с живыми людьми сложно и утомительно»).
Из-за этого мужчины и женщины ищут какие-то способы безопасных знакомств, которые бы минимизировали неприятный исход. Так, например, The Guardian писала, что в Великобритании стало модно устраивать ужины одиноких. Стол и людная компания обеспечивают комфортную дистанцию и безопасность. При этом при живом общении есть шанс проверить, существует ли между вами и вашим потенциальным партнером какая-то химия. А учитывая, что встречи (которые вовсе необязательно называть свиданиями) регулярные, появляется возможность узнать друг друга поближе.
Если же просто встречи со случайными, но одинокими людьми вам не подходят, можно найти того, кто разделяет ваши взгляды. Опрос, проведенный компанией Tinder, показал, что 75% одиноких людей ищут себе пару, которая интересуется социальными проблемами. В Нью-Йорке, например, есть встречи для людей, которым небезразлична окружающая среда. Там среди собравшихся в зеленом парке можно встретить того, с кем можно распивать домашнее вино во время уборки пляжа от мусора. И при этом быть уверенными, что он вас не засмеет за установку червячной фермы для переработки отходов в компост.
Если же вы чуть больше открыты миру, то чуть больше чем за £13 можно приобрести кольцо Pear, названное «крупнейшим в мире социальным экспериментом». Это ярко-бирюзовое резиновое кольцо, которое одинокие люди могут носить, чтобы показать, что они готовы к знакомству. Вот и все. Здесь нет ни скрытых технологий, ни подтекста, зависящего от того, на каком пальце вы носите кольцо, ни эксклюзивных мероприятий, на которые оно поможет попасть. Вся идея заключается в том, что вы надеваете кольцо, скажем, на улице, в супермаркете или в театре и ждете, что кто-то привлекательный и такой же прогрессивный, как и вы, подойдет познакомиться.
Распределение романтики
«В прошлой жизни я была кошкой. Только странной, которая любит людей» — эта и многие другие любопытные фразы встречаются в модных в США date-me doc. Это обычные Google-документы или файлы в приложении Notion, которые намеренно оставляют открытыми для всех желающих. В них люди пишут свои анкеты (которые обычно длиннее, чем этот текст) с указанием интересов, целей и всего того, что посчитают необходимым. После этого остается только ждать и собирать отклики, отсеивая неподходящих кандидатов.
Популярность «документов для свиданий» растет на фоне того, что люди, испытывающие усталость от приложений для знакомств, все чаще обращаются к услугам профессиональных свах, а также к TikTok, Instagram (принадлежит компании Meta, деятельность которой признана экстремистской и запрещена в России) и другим социальным сетям для поиска романтических отношений. По данным отчета Morgan Stanley, в 2022 году у ведущих приложений для знакомств наблюдалось снижение числа пользователей.
В России, которая богата на собственные дейтинговые сервисы, ничего подобного не наблюдается. С уходом из страны Tinder первенство перехватила Mamba, которая лидирует с 27,5% доли от общего количества пользователей. На втором месте сервис «ДругВокруг» (23,9%), а за ним — Tabor (22,2%), «Мята» (9,8%) и Pure (7,1%).
И эту тенденцию ничем не переломить. Даже несмотря на кризис, россияне не перестают пользоваться дейтинговыми сервисами и не отказываются от платных услуг. Как утверждает гендиректор Loveplanet Елена Беляевских, «пользователи предпочитают экономить на чем-то другом»: «Знакомства — самая дешевая возможность развлечься. Нельзя сказать, что платят в основном мужчины. Женщины старше 40 лет тоже активно платят, иногда даже лучше мужчин».
При этом, согласно данным ВЦИОМа, в приоритете у большинства из нас сейчас не просто развлечения, а создание счастливой семьи, где царят взаимопонимание и забота друг о друге (66%), гармония и счастье (28%). А основой всего (и этого мнения придерживаются 57% опрошенных) должна быть любовь. Примерно столько же считают, любовь может жить вечно.
Кстати, если верить «Медиалогии», абсолютное большинство любвеобильных россиян сосредоточено в Москве, Санкт-Петербурге и Краснодаре. Так что, если вы устали от одиночества и онлайн-знакомств, стоит попробовать поискать любовь где-то в этих трех городах. По какой-то причине там, как пелось в одной песне, «и дышится легче, и легче танцуется».