Стиль
Жизнь Как учиться онлайн: правила самоорганизации и ментального здоровья
Стиль
Жизнь Как учиться онлайн: правила самоорганизации и ментального здоровья
Жизнь

Как учиться онлайн: правила самоорганизации и ментального здоровья

Фото: Shutterstock
Генеральный директор Skillbox Дмитрий Крутов — о том, как не забросить онлайн-образование, став жертвой собственной прокрастинации и социальных стереотипов
Как учиться онлайн: правила самоорганизации и ментального здоровья

Дмитрий Крутов, генеральный директор Skillbox

Люди подходят к онлайн-образованию с разной мотивацией: кто-то планирует таким образом повысить свой доход, у кого-то есть желание получить новую профессию или дополнительные навыки, а кто-то просто посмотрел бесплатный вебинар и заинтересовался курсами. Но даже у самых замотивированных студентов есть тенденция бросать учебу или ставить ее на неопределенную паузу. Ведь формат онлайн-обучения отличается от классических моделей школьного и университетского образования и накладывает большую личную ответственность на слушателя. Купив курс, многие обнаруживают, что не понимают, сколько времени и сил они могут потратить на обучение, какие режимы планирования им подходят, как переключение на другие активности сказывается на обучении. В итоге кто-то пугается и решает не продолжать обучение. Но этого можно избежать, подойдя к вопросу системно.

Самоорганизация — новый черный

В онлайн-образовании большая ставка делается на самоорганизацию студента: никто не будет трясти зачеткой и писать предупредительные письма — в конце концов, и у самого обучающегося нет страха отчисления. Без дедлайнов, контрольных работ и сессий учеба выглядит как бесконечный недифференцированный процесс. По сути, самоорганизация — центральный навык, который требуется проработать, чтобы успешно учиться онлайн.

Распланируйте времени учебы

Учебный план необходим по двум причинам. Во-первых, он помогает задать темп, и у вас не будет ощущения бесконечности учебы. Во-вторых, он создаст привычку: учеба станет неотъемлемой частью недельной рутины, но не будет размазана по ней.

Ведите список задач

Образовательный процесс состоит из множества микрозадач, и их тоже важно планировать. Не стоит думать, что маленькие задачи не требуют эмоциональных и интеллектуальных ресурсов. Старайтесь не планировать слишком много — лучше составить список из трех-четырех задач, которые можно выполнить за раз. Пользуйтесь приложениями, где можно поставить галочку и в конце дня увидеть, что вы сделали. Это ко всему прочему помогает не обесценивать свои достижения.

Обустройте рабочее место

Вам должно быть физически удобно: ощущая дискомфорт, учиться не получится. Также рабочая зона должна быть отделена от зоны отдыха, несмотря на то, что и там, и там вы можете находиться с ноутбуком. Учеба должна стать неотъемлемой частью жизни, но все же обособленной.

Структурируйте знания

Информация тоже должна быть организована: ведите таблицы, словари терминов — это помогает составить карту знаний, к которой всегда можно обратиться, чтобы не паниковать, если что-то забылось. Также благодаря этому можно заметить прогресс в обучении, оценить объем работы, которую вы проделали.

Обращайтесь к кураторам

Некоторым просто необходимы дедлайны. Назначить их можно, обратившись к куратору: они выступают в роли внешней инстанции, которая помогает в организации процесса учебы. Кураторы также указывают на результаты и помогают проследить прогресс студентов.

Фото: Shutterstock

Проблемы онлайн-эпохи

Вместе с психологическим просвещением мы приходим к убеждению, что ментальная стабильность — залог успеха в учебе и работе. Эмоциональное выгорание, например, уже включено в международную классификацию болезней ВОЗ (МКБ 11): оно характеризуется как синдром хронического стресса на рабочем месте и относится к факторам, влияющим на здоровье человека. А переход нашей жизни в онлайн только усугубляет ситуацию. Исследователи в последнее время все чаще используют термин «Zoom-усталость», чтобы указать на специфические причины, приводящие к утомлению, тревоге или апатии от использования онлайн-платформ. В первую очередь такая усталость объясняется несбалансированной системой вознаграждений в онлайн-активностях: например, отсутствие прямого контакта с собеседниками препятствует активизации дофаминергических путей, что снижает бодрость, мотивацию и энергию.

Эмоциональное состояние во время обучения может колебаться между тремя состояниями: эйфорией, энергосберегающим режимом и выгоранием. Как только вы приступаете к учебе, зашкаливают энергия и интерес, есть желание учиться 24/7. Затем мозг постепенно адаптируется и переходит в энергосберегающий режим, который становится идеальным состоянием во время работы — его нужно сохранять как можно дольше. С течением времени учебные задачи могут приводить к стрессу, и если его не пресекать, то желание учиться сходит на нет.

Несколько практических советов помогут не бросать учебу.

Пропишите цели обучения

Определите в самом начале, зачем вам нужно это обучение: возможно, выпускники программы устраиваются в хорошие компании, и вы тоже этого хотите. Также полезно представлять образ жизни, к которому вы стремитесь. В моменты, когда появляется желание забросить учебу, неплохо перечитать этот список, чтобы напомнить себе, почему вы тут оказались.

Не вините себя за отдых

Забросить учебу можно и вследствие затянувшейся прокрастинации: это распространенный феномен — «делаю все, что угодно, кроме того, что нужно делать». Нежелание трудиться возникает, когда задач становится слишком много или они слишком сложные. В таком случае необходим полноценный отдых, когда вы полностью отвлекаетесь от задач по учебе и не вините себя за это.

Уделяйте время эмоциям

Если вы знаете, что у вас стабильно возникают какие-то негативные эмоции или мысли, для них можно выделять время в течение дня. Например, запланируйте один час, во время которого вы страдаете, жалеете себя, плачете и думаете, что у вас ничего не получается. Это легитимирует негативные состояния и поможет не заполнять ими всю свою жизнь.

Перерыв — это нормально

Если вы чувствуете выгорание, можно взять законный перерыв: например, на две недели. Не нужно думать, что это катастрофа и вы больше никогда не вернетесь к учебе. Скорее всего, в этот период появится возможность обдумать дальнейшие сценарии, скорректировать расписание, понять свои ожидания. Сделать перерыв — не то же самое, что бросить. Просто пообещайте себе, что вернетесь к занятиям.

Фото: Shutterstock

Начать с нуля

Нередко обучаться чему-то новому мешают наш жизненный опыт и социальные ожидания, которые формируют некие паттерны поведения и восприятия складывающихся обстоятельств. Они усвоены и рассматриваются как единственно правильные и возможные, но это далеко не всегда так.

Отбросьте перфекционизм

Установка на идеальный результат — либо делать идеально, либо не делать вообще — становится серьезным препятствием для продолжения обучения, когда задания усложняются. Нужно научиться признавать, что важен факт выполнения, а не конечный итог.

Помните про «эффект прожектора»

Это когнитивное искажение, описанное Томасом Гиловичем, которое заставляет нас верить, что окружающие обращают очень много внимания на то, как мы выглядим или насколько мы успешны. На самом деле, это совершенно не так, и большинству людей просто все равно. «Эффект прожектора» сопровождается социальной тревогой и проекцией своих оценок себя на сознание других людей. Постарайтесь меньше заботиться о том, что о вас думает каждый человек. Если вы получаете профессию онлайн, потому что долго не можете найти работу или хотите сменить специальность, не надо считать себя неудачником или неудачницей. Это очень смелый и осознанный шаг, за который точно не должно быть стыдно.

Думайте о собственных интересах 

Социальные ожидания — одно из распространенных препятствий для продолжения обучения, поскольку речь идет об образовании для взрослых. На нас влияют различные мифы о том, кем должен быть человек в свои 30, 35, 40 лет и так далее. К примеру, считается, что мужчина к 35 годам уже должен определиться с профессией и много зарабатывать, а не учиться. Существует термин «гегемонная маскулинность» — такой образ мужественности, который считается правильным: быть богатым, склонным к риску, физически сильным и выносливым. Как мы понимаем, этот образ идеален, ему может соответствовать очень небольшая часть мужчин. Людям тесно в подобных рамках, но их влияние и по сей день сильно. Если вам интересно учиться и вы чувствуете, что хотите заниматься чем-то новым, взвесьте, что для вас важнее: оправдывать ожидания общества или жить полной жизнью.