Вложения в Стрельцов и Дев: как инвесторы монетизируют веру в гороскопы
Предсказание событий по движению небесных светил, в силу антинаучности, давно превратилась в мем. Вспомните хотя бы, сколько колкостей вы получили в свой адрес или отпустили сами из разряда: «Это все потому, что ты Лев» или «Это все потому, что у тебя Марс в Деве». В эпоху поколения Z правила изменились: двадцатилетние могут косо на вас посматривать и относиться к вам с опаской только потому, что вы, например, Водолей — в астрологии это синоним слов «странноватый» и «непредсказуемый».
В мире, где стигматизация если еще не запрещена, то не желательна, знаки зодиака и натальные карты хотя бы немного помогают идентифицировать окружающих. Что приятно — конкретики от небосвода ожидать не приходится. Любая натальная карта дает общую и порой довольно размытую характеристику человека. Упор делается на сильные и слабые стороны личности (например, знаки огня темпераментны, эмоциональны и вспыльчивы, а знаки воды — закрыты и чувствительны), описывается примерная работоспособность того или иного знака, отношение к дому и семье, финансовые перспективы, интеллектуальные способности. То есть выходит примерный психологический портрет без участия психолога.
На смену редакторским гороскопам в глянце (над которыми миллениалы откровенно посмеиваются) пришли телеграм-каналы, инстаграм-аккаунты практикующих астрологов и, разумеется, приложения. Последние совершенствуются и множатся изо дня в день. Согласно исследованию ВЦИОМ, 42% россиян ежедневно сверяются с персональным гороскопом. Разве можно закрыть глаза на такую золотую жилу? Вот и венчурные инвесторы рассудили, что ни в коем случае, и оценили финансовый потенциал «мистических сервисов» в $2,2 млрд.
Американская пресса, в частности The New York Times, нахваливает Водолея, толкового бизнесмена, Дэвида Бирнбаума, запустившего приложение Sanctuary — эдакий астрологический Uber, предоставляющий консультации с астрологом по подписке за $20.
Через неделю после выхода Sanctury на Apple Store появилось другое приложение — Co-Star, позволяющее обмениваться натальными картами со списком контактов. Венчурные компании Maveron Aspect Ventures и 14W инвестировали в него $5 млн. Датами дней рождений с сервисом поделились больше трех миллионов пользователей, а остроумный инстаграм-аккаунт Co-Star перевалил за 400 тысяч подписчиков. Сооснователь компании Бану Гулер призналась, что далеко не все инвесторы охотно несут деньги в астрологические стартапы, но те, кто хочет выйти на двадцатилетних, побеждает скептицизм и вкладывается в Тельцов и прочих Козерогов.
Бану Гулер — женщина с ядерной смесью в натальной карте (Солнце в Скорпионе, Луна во Льве, восходящий Рак) уверена, что по прибыли Co-Star обгонит не только магазины с натальными картами и магическими кристаллами, но и приложения для медитации, например, Calm, в которое инвесторы Кремниевой долины вложили $1 млрд. Гулер подчеркивает, что сила астрологии — в объединении людей (посредствам чатов в ее приложении в том числе), в то время как медитация — верный способ изоляции. Инвесторы вторят разработчице: миллениалы требуют, во-первых, признания своей индивидуальности и уникальности (а что может быть уникальнее разобранной до мелочей натальной карты?), а во-вторых — сообществ, но не таких мощных и радикальных, как религиозные или политические.
Не рублем, но советом новообращенным в астрологию помогает Amazon Prime — сервис быстрой доставки Amazon.
Каждый месяц подписчики получают письмо с шопинг-гороскопом: рекомендациями для каждого знака зодиака. Так, Близнецам, в последнее время испытывающим трудности в коммуникации, советуют заказать персонального голосового помощника Alexa — для прокачки навыка. А вот что получили от Amazon Prime Скорпионы: «Наступает момент, когда все, что вам надо, оказывается в нужном месте в нужное время. Вы можете встретить старого друга, вспомнить и развить давно забытую идею. Чтобы не терять концентрацию, ясность ума и вовремя распознать "знаки Вселенной", питайтесь продуктами из Whole Foods или заказывайте еду на Amazon Freash».
Всю эту нативную рекламу пишет некая Анна Кац — магистр экзистенциальной феноменологической терапевтической психологии — что бы это ни значило. Конечно, эта шутливая затея, полностью направленная на продажу непопулярных товаров, не так успешна, как приложения с раскладом персональных характеристик. Да и аудиторию Amazon на самом деле не изучил: то, что позабавило бы миллениалов, может откровенно раздражать их родителей. Тем не менее тренд очевиден: астрология не шутка, а довольно прибыльная тема.