The Guardian рассказала, как изменились съемки откровенных сцен в сериалах
«Двойка» рассказывает о легализации порнографии и расцвете порноиндустрии в Нью-Йорке 1970-х годов. Нетрудно догадаться, что для актеров этот сюжет означает наличие множества сексуальных сцен и сцен с обнажением в кадре.
Чтобы минимизировать неловкие ситуации во время съемок, HBO нанял так называемого координатора близости, Алисию Родис. Она присоединилась ко второму сезону проекта, в котором задействованы такие артисты, как Джеймс Франко и Мэгги Джилленхол.
Издание The Guardian поговорило с Родис, чтобы выяснить специфику ее работы.
Ради безопасности
Перед тем как приступить к съемкам какой-либо сцены, Родис звонила каждому актеру, чтобы проинформировать о деталях. Артисты признавались, что понятия не имели, что их ждет, и так и вышли бы на площадку в неведении, если бы не звонок.
Кто такой «координатор близости»? Когда успела появиться такая профессия? Что входит в обязанности? Родис объясняет, что она не представляет собой надзирателя, цензурирующего сексуально заряженное искусство, не оказывает психологической помощи актерам. Она говорит, что «просто помогает повествованию» так, что «людям фактически не нужно участвовать в сексуальных сценах».
«Искусство неудобное. Выполнять эти сцены неудобно. Мы лишь хотим убедиться, что все в безопасности», — говорит Родис.
Родис присоединилась к «Двойке» после того, как актриса Эмили Мид попросила создателей привести на съемочную площадку адвоката как раз во время съемок откровенных сцен. Случился эксперимент, который поменял правила игры: кроме того что Родис будет работать над третьим сезоном «Двойки», сейчас она консультирует HBO и наблюдает за работой других координаторов близости.
При чем здесь #MeToo
Поскольку многие женщины, особенно знаменитые, болезненно отнеслись к громким случаям сексуальных домогательств и насилию, можно подумать, что Родис наняли из-за этого. Однако консультант объясняет, что работает в первую очередь с людьми, которые опасаются нарушения личных границ.
«Когда я на съемочной площадке — я для всех, а не только для актрис. Если это сцена с мужчиной и женщиной, где первый играет агрессора, часто именно он нуждается в заботе, а не его партнерша», — объясняет Родис.
Интерес к координаторам близости в кинематографе зародился в ноябре 2017 года, когда движение #MeToo раскрыло масштабы преступлений, связанных с сексуальными домогательствами в индустрии. Руководители студий и актеры начали искать решения.
По мнению Родис, на востребованность координаторов близости также повлияло президентство Дональда Трампа.
«...Нужно знать, как работает вся индустрия, как ведутся съемки, как проводятся репетиции...», — говорит Родис, в юности имевшая опыт съемок в интимных сценах. Она признается, что не осознавала необходимость присутствия координатора близости, пока не оказалась по другую сторону камеры.
Координатор интимных трюков
Родис работала координатором трюков на факультете киноискусства Нью-Йоркского университета. Однажды к ней обратился студент, у которого намечалась съемка откровенной сцены. Он не знал, как с ней справиться. Родис заглянула в инструкции и протоколы и не нашла практически ничего, что могло бы помочь актеру.
Примерно в то же время она занималась постановкой боевых сцен в театре. Персонажи в одной из пьес делились друг с другом как пощечинами, так и поцелуями. С осуществлением первых было все прекрасно, а вот со вторыми актеры испытывали большие проблемы.
Родис осенило: если у актеров есть координаторы трюков, то должны быть и координаторы близости. Она даже вспомнила режиссеров, которым пригодилась бы такая помощь. Даже те, кто хорошо представлял себе специфику съемок интимных сцен, могли допустить ошибку — сказать или сделать нечто оскорбительное, нарушить личные границы и попасть в ситуацию, которая смутит всю группу.
«Даже с хорошими намерениями, но без протоколов, изученных и установленных, вы блуждаете в полной темноте», — объясняет координатор.
Вместе с коллегами она основала компанию Intimacy Director International, чтобы вместе разработать систему, подходящую для успешного введения необходимых для киноиндустрии этических норм при съемках откровенных эпизодов. Они консультировались с юристами, чтобы определить термины «принуждение» и «согласие», беседовали с социальными работниками, психологами, которые знают, как помочь актерам, если съемки спровоцировали травму. Все полученные результаты Родис и ее команда применили на практике.
Что дальше?
Индустрия развлечений получила урок в прошлом году, и компании начинают все больше интересоваться координаторами близости. Однако Родис слышала, что большинство таких «специалистов» не имеют квалификации.
«Это работа, в которой неправильный человек сделает положение только гораздо хуже. Здесь многое решают темперамент, умение ориентироваться в ситуации и понимать людей на уровне интуиции», — говорит она.
Родис получает множество предложений от учебных организаций с просьбой посетить их с лекцией или мастер-классом, но отказывается. По ее мнению, координация близости на экране и на сцене должна послужить началом долгосрочных перемен. «Я не лейкопластырь», — объясняет она, характеризуя серьезность своих амбиций.
Теперь о будущем индустрии Родис отзывается с надеждой. Даже в период, когда #MeToo потеряло некоторый импульс, она смотрит на профессию координатора близости как прогрессивную и вдохновляющую. «Я думаю, она получит широкое распространение, потому что — почему бы и нет? Ведь мы теперь видим, что есть способы отыскать лучшие пути», — заключает Родис.