Стиль
Впечатления Эль-Гуна-2024: Памела Андерсон, Джейми Ли Кёртис и другие бедные-несчастные
Стиль
Впечатления Эль-Гуна-2024: Памела Андерсон, Джейми Ли Кёртис и другие бедные-несчастные
Впечатления

Эль-Гуна-2024: Памела Андерсон, Джейми Ли Кёртис и другие бедные-несчастные

Кадр из фильма «Мое всё»

Кадр из фильма «Мое всё»

В программе фестиваля в Эль-Гуне наблюдается большое разнообразие фильмов о простых маленьких людях, их проблемах, печалях и радостях

«Мое всё» Анны-Софи Байи

Добравшийся сюда из венецианских «Горизонтов» французский фильм «Мое всё» (Mon inséparable / My Еverything) Анны-Софи Байи — сочувственный рассказ о работнице салона красоты, в одиночку вырастившей сына с когнитивной инвалидностью. Редкие встречи с мужчинами в барах — это все, что есть у 40-летней охочей до жизни женщины (отличная Лор Калами), чтобы не чувствовать себя сиделкой. Но редкие ухажеры, ночуя у Моны, рискуют подвергнуться внезапным нападениям довольно увесистого взрослого и усатого парня, не слишком разбирающегося в нюансах, но не желающего, чтобы у матери были какие-то увлечения, помимо его болезни. Когда Мона узнает, что в довершении всего сын обрюхатил такую же, как он, девушку «с особенностями» и пара намеревается рожать и воспитывать ребенка, терпению ее приходит конец, и она сообщает Жоэлю примерно все, что она о нем думает.

Замечателен монолог, в котором потерявшая самообладание женщина кричит о том, что ее не смущает то, что она мать-одиночка, но можно ей, пожалуйста, «нормального» сына? И добавляет, что само это слово сейчас нельзя произнести. Конечно, Мона придет в себя — и фильм закончится конвенциональным хеппи-эндом: молодоженов «с особенностями» станут учить воспитанию детей, героиня за все свои страдания обретет надежного бельгийского друга. Но что-то мешает поверить в такое полное благолепие, хотя — редкий случай — действительно хочется, чтобы все у всех было хорошо.

Кадр из фильма «Мое всё»

Кадр из фильма «Мое всё»

«О падении» Лауры Каррейры

Триумфальное фестивальное турне фильма «О падении» (On Falling) началось в Торонто, продолжилось в Сан-Себастьяне, где фильм удостоился награды за лучшую режиссуру, и вот теперь в Эль-Гуне, где он участвует в основном конкурсе. Картина живущей в Шотландии португальской дебютантки Лауры Каррейры достойно продолжает традицию британского социально-реалистического кино, признанным мэтром которого был ушедший на пенсию Кен Лоуч. Не прибегая ни к каким формальным излишествам, в том числе к музыке, фильм повествует об ужасной жизни португальской мигрантки (Жуана Сантуш) в Шотландии, где она работает на складе в огромном центре обработки заказов. Ее зовут Аврора, и в этом имени столько поэзии, столько божественного предназначения, столько обещания жизни, что хочется лить слезы над несчастной португальской Авророй, которую поиски лучшей доли занесли в сырую и промозглую Шотландию, где она существует, подчиняясь бесчеловечному корпоративному алгоритму.

На работе она находится в поиске товаров для отправки клиентам и бесконечно что-то сканирует, дома (точнее, в коммунальной квартире, которую она делит с другими мигрантами — из Польши и Испании), залипнув в телефон, ест в лучшем случае разогретую еду, а в худшем подворовывает ее из кухонных шкафов своих сожителей. Социальные связи разрушены, улыбнувшийся ей за обедом такой же, как она, бедолага повесится, не вынеся бессмысленности и бесперспективности такого существования, чем явно произведет на Аврору сильное впечатление. Необходимость починить сломавшийся телефон чреват неделями голода (не говоря уже о полной оторванности от «жизни»), работа в социальной службе, о которой она мечтает как о манне небесной, остается неосуществимой мечтой.

Фильм дарит лица и индивидуальности тем, кто их добровольно лишился: персонажи сами говорят о себе «мужчина в микроавтобусе», «женщина со сканером» и т. д. Но собирают посылки и осуществляют доставку — вот это сюрприз! — не роботы, а живые люди, и у каждого из них свои драмы, свои неразрешимые проблемы, свои взлеты и свои падения. Последних значительно больше.

Кадр из фильма «О падении»

Кадр из фильма «О падении»

«Три рыбных дня» Петера Хоогендоорна

Из Карловых Вар приплыл в Эль-Гуну унылый образец нидерландского кинопроизводства под названием «Три рыбных дня» (Three Days of Fish) — черно-белая минималистская «комедия» Петера Хоогендоорна, явно мечтающего о славе финского маэстро Аки Каурисмяки. Но повествование о живущем в солнечной Португалии нидерландском отце, на три дня заехавшем на родину проведать сына, не вызывает даже ухмылки, не то что какого-то интереса к невыразительным персонажам или тем более к ним сочувствия — исключительно зевоту.

Кадр из фильма «Три рыбных дня»

Кадр из фильма «Три рыбных дня»

Эль-Гуна-2024: место думающего дизайнера — на помойке

«Королевство» Жюльена Колонна

Из каннского «Особого взгляда» в Эль-Гуну принесло сразу три французские картины. Худшая из них, со знакомым названием «Королевство» (Le royaume / The Kingdom), отправилась в конкурс, две остальные были показаны вне конкурса. «Королевство» — повествование о взрослении на бесподобном и безжалостном острове Корсике, родине еще одного дебютанта, Жюльена Колонны. В первом же кадре 15-летняя девочка Леся (нормальное корсиканское имя) показана охотящейся на кабанов. Сразу ясно, что в финале она убьет человека, ибо нельзя вырваться из порочного круга, а насилие порождает насилие (хорошо, что французский дебютант это нам объяснил). Дело в том, что наделенная тяжелым взрослым взглядом и детским голосом Леся является любимой дочерью главаря одного из кланов корсиканской мафии, который был в бегах задолго до ее рождения. Встречи с отцом редки и конспиративны, ради них приходится менять прически и перекрашивать волосы. Окруженные лысыми брутальными бандитами, отец и дочь, отправляясь на рыбалку или заваливая кабана, как бы пребывают в своем собственном королевстве, но жестокая реальность то и дело напоминает о себе — в том числе телевизионными репортажами о погибших в результате мафиозных войн.

Предсказуемость сюжета все же позволяет автору снабдить свой фильм парой в меру трогательных эпизодов, в которых хладнокровный убийца проявляет похвальное мягкосердечие и заботу о дочери.

Кадр из фильма «Королевство»

Кадр из фильма «Королевство»

«Черт возьми!» Луиз Курвуазье

Второй носитель каннского «особого взгляда» — подростковая сельскохозяйственная драма «Черт возьми!» (Vingt dieux / Holy Cow) Луиз Курвуазье. 18-летний деревенский шалопай Тотон в одночасье оказывается сиротой и вынужден зарабатывать себе и своей малолетней сестре на жизнь. Но амбиции его простираются гораздо дальше — он желает принять участие в соревновании на лучший сыр «комте», чтобы выиграть золотую медаль и £30 тыс., для чего надо украсть молоко, сварить из него сыр и провернуть массу других полезных и нужных дел. Дебютантка Курвуазье, снявшая этот драйвовый и нежный фильм, тоже «в традициях Кена Лоуча», удостоилась за него в Каннах приза молодежного жюри.

Кадр из фильма «Черт возьми!»

Кадр из фильма «Черт возьми!»

«История Сулеймана» Бориса Ложкина

Но лучшим последователем гуманиста и социалиста Лоуча проявил себя другой, вполне заслуженный французский режиссер, к тому же и с русским именем — Борис Ложкин. Его ошеломительная «История Сулеймана» (L'histoire de Souleymane) — отчет о двух днях и ночах из жизни нелегального мигранта из Гвинеи перед интервью по рассмотрению ходатайства о предоставлении ему убежища во Франции. Сулейман зубрит наизусть придуманную историю его политических мытарств на родине — ясно, что ужасная, нищая жизнь в Гвинее, которую он променял на полное смертельной опасности путешествие в Европу, основанием для предоставления убежища не является. Сулейман спит в ночлежке и работает курьером по доставке еды, но даже приложение, обеспечивающее его заказами, ему не принадлежит, и он вынужден отстегивать большой процент земляку, у которого есть право работать. Не считая других нелегалов, с которыми он делит ночной кров, Сулейман — один на всем свете. Клиенты-французы унижают и оскорбляют африканского курьера, «свои» только и ждут, чтобы кинуть и развести. На родине осталась невеста, тоже мечтающая о походе через пол-Африки и путешествии в трюме лодки в Италию, но Сулейман уговаривает ее выйти замуж за гвинейского инженера и забыть его.

По-настоящему берущий за живое и при этом лишенный всякого мелодраматизма и тем более утешительного конца фильм Ложкина был удостоен в Каннах спецприза жюри «Особого взгляда», а непрофессиональный исполнитель заглавной роли Абу Сангаре был справедливо назван лучшим актером.

Кадр из фильма «История Сулеймана»

Кадр из фильма «История Сулеймана»

«Последняя танцовщица» Джии Копполы

Памела Андерсон сыграла роль своей жизни в фильме внучки Ф. Ф. Копполы Джии «Последняя танцовщица» (The Last Showgirl) — уже немолодой, явно не очень умной, но трогательной и в чем-то наивной женщины, достойной всяческого сочувствия. Всю жизнь она отдала работе в шоу с интригующим названием Le Razzle Dazzle, но даже казино в Лас-Вегасе иногда меняют программы. И вот наступает день, когда ей сообщают, что скоро она останется без своей любимой работы, что повергает Памелу в экзистенциальный кризис: она выбрала этот не самый благодарный вид деятельности, потому что, выходя на сцену с другими полуголыми девушками, ощущала себя видимой и красивой, считала себя носительницей «парижского шика» и настоящей артисткой в боа и перьях.

Стоило ли это сложения с себя материнских обязанностей (за что повзрослевшая дочь предъявляет ей вполне оправданные претензии)? Но что сделано, то сделано. Ясно, что, несмотря на утешительный финал, попрыгунья-стрекоза пропела свое красное лето и не успела оглянуться, как ее ждут невостребованность и забвение. О чем ей вынужденно сообщает проводящий кастинг нового шоу режиссер (кузен Джии Копполы Джейсон Шварцман). На это героиня Памелы гордо заявляет: «Мне 57, и я красивая!» И это тоже чистая правда.

Плоский фильм Джии Копполы — еще одно напоминание о том, что женщины в возрасте нуждаются в эмансипации ничуть не меньше, чем юные девы, увлеченно занимающиеся ритмичным разжиманием отцовских кулаков. Дамы постарше сражаются уже со всем светом — просто за возможность оставаться самими собой. Нравится это кому-то или не нравится. Иногда это получается у них очень лихо. Например, у Мадонны, собравшей на своем шоу в Рио невероятные 1,6 млн зрителей. Или у Джейми Ли Кёртис, выигравшей «Оскара» за потрясающе хулиганское перевоплощение в фильме «Все везде и сразу» и повторившей этот трюк в «Последней танцовщице», где она, совершенно неузнаваемая, обернулась заслуженной работницей шеста и блесток. Кёртис воплощает то, что ждет Андерсон через несколько лет: мир не простил ей верности себе, и в старости бывшая «шоугерл» бездомна и безработна.

Кадр из фильма «Последняя танцовщица»

Кадр из фильма «Последняя танцовщица»

Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Стиль»